Источники: Госкомпания в ОСАГО может не появиться

Банк России, который в соответствии с готовящимися поправками в законодательство планируется наделить правом создать госстраховщика по ОСАГО, воспринимает эту меру лишь как потенциальную возможность, сообщили порталу Коринс.ру участники Петербургского международного экономического форума, в кулуарах которого шло обсуждение этой темы.


 «Для ЦБ это лишь потенциальная возможность, сейчас конкретных планов создавать госстраховщика по ОСАГО нет», - сказал один из участников форума.


Другой собеседник портала отметил, что в настоящее время этот механизм – «скорее средство психологического воздействия на рынок».


 В целом участники форма склонны называть нынешнюю фазу отношений с регулятором как конструктивную и не видят проблемных зон, рассчитывая на то, что уже осенью удастся продвинуться в обсуждении одного из ключевых вопросов – либерализации тарифов.


Законопроект о создании в России Национальной перестраховочной компании (НПК), который планируется рассмотреть на пленарном заседании Госдумы в среду во втором чтении, на прошлой неделе был дополнен пунктом о праве ЦБ создать госстраховщика ОСАГО. Профильный комитет Госдумы рекомендовал документ к принятию во втором чтении вместе с этим дополнением, несмотря на отрицательное заключение Государственно-правового управления администрации президента, признавшего данную норму противоречащей действующему законодательству.


 Информированные источники рассказали порталу Коринс.ру, что в ходе пленарного заседания планируется вновь поставить под сомнение норму о госстраховщике ОСАГО. «Крайне высока вероятность того, что законопроект об НПК будет принят без нормы о нацстраховщике ОСАГО», - сказал собеседник портала.


 Саму эту законодательную инициативу, появившуюся без какого-либо предварительного предметного обсуждения, участники рынка восприняли неоднозначно. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс заявил, что рассчитывает на то, что будет сохранена рыночная система реализации ОСАГО.


 Заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов убежден, что создать такую компанию быстро невозможно, в то время как оперативные меры для улучшения ситуации необходимы уже сейчас. В случае, если был бы выбран сценарий, при котором создавался бы не дополнительный игрок, а монополист, то в условиях отсутствия конкуренции потребителям было бы сложно рассчитывать на возможности качественно отстаивать свои права, считает он.


 Другой эксперт рынка Николай Галушин, оценивая возможности реализации плана создания госстраховщика, сказал, что теоретически возможны два варианта: Вариант 1 – полноценный страховщик с широкой региональной сетью, с агентами, с первоклассным ИТ и т.д. – время создания и начала работы: минимум 2-3 года. Вариант 2 – оболочка, несет риски по ОСАГО, а продажами занимаются нынешние страховщики, которые будут просто агентами для госкомпании.


 В случае, если ЦБ взялся бы за создание госстраховщика ОСАГО, то, вероятнее всего, остановился бы именно на втором варианте, рассуждает он.

 Скорее всего, для запуска будет взят, если тема госкомпании получит развитие, второй вариант. А его развитие привело бы к ухудшению ситуации на рынке ОСАГО и страхования в целом по следующим причинам:


 - страховщикам будет неинтересно заниматься борьбой с мошенничеством, автоюристами, судами и т.д. (это приведет к росту убыточности)


 - страховщикам будет интересно при рассмотрении убытков использовать свои СТОА, чтобы получать дополнительный доход со СТОА за отправку ремпотока (это будет увеличивать убыточность)


 - страховщики будут вынуждены оптимизировать свою численность, сокращенные сотрудники, оказавшись на улице, пополнят армию автоюристов, автоэкспертов и т.д. (что также будет увеличивать убыточность по ОСАГО)


 - сегодня страхователь имеет возможность получить информацию о других продуктах страховщиков в момент продажи, кросс-продажи увеличивают сбор премии с клиента (если это только сразу не называть навязыванием услуг), что балансирует общую убыточность и увеличивает сборы страховщиков, лояльность при разделении ОСАГО и неОСАГО со стороны клиентов резко снизится, сборы упадут сборы.


 В результате этих факторов вес страхования в ВВП снизится, налоговые от поступления от страховщиков тоже, прогнозирует он.