Опрос: Требования к бесперебойности е-ОСАГО слишком жесткие

Банк России разработал специальные требования к работе сайтов страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА), направленные на обеспечение бесперебойности и непрерывности их работы при продажах электронных полисов ОСАГО с 1 января 2017 года. Соответствующий проект указания Банка России опубликован на сайте регулятора.  

Согласно проекту документа, страховщики и РСА будут обязаны обеспечивать безотказность технологических и операционных средств, которые используются для заключения договоров ОСАГО в круглосуточном режиме, иметь соответствующие резервные системы, а также предпринимать меры для недопущения возникновения условий, при которых возможно нарушение бесперебойности функционирования сайта.

Комментарии по проекту нормативного акта регулятор принимал до 8 августа. Опрошенные порталом Коринс.ру страховщики рассказали о своих замечаниях и предложениях.

Заместитель генерального директора СПАО "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов:

- Продажи полисов ОСАГО через интернет в настоящее время не имеют широкого распространения в России и являются своего рода инновационным проектом, к которому с 1 января 2017 года должны будут подключиться все участники страхового рынка.

Да, к проекту документа, у нас есть замечания и предложения. Мы надеемся, что окончательная версия указания ЦБ будет принята с учетом мнения участников страхового рынка. 

Наша компания одна из первых приступила к продаже полисов ОСАГО через интернет, поэтому мы имеем практический опыт организации продаж электронных полисов. Некоторые из положений проекта указания требуют всестороннего изучения и обсуждения. Преждевременно оценивать готовность компаний к соблюдению требований, нужно еще их обсудить.  

Полагаем, что проект документа содержит избыточные требования в части обеспечения бесперебойности работы сайтов страховых компаний. В частности, страховщик не может нести ответственность за сбои у интернет-провайдера, за медленный интернет и за проблемы из-за нелицензионного ПО у клиента. Плюс есть ещё не всегда доступная база данных ГИБДД, и мы ещё не увидели, как будет работать база данных МВД (бывшей ФМС). Выполнение некоторых предложенных в документе требований достаточно сложно, потребуется внести существенные изменения в информационные системы страховщиков и внутренние бизнес-процессы, к которым многие участники рынка просто не готовы. И, конечно, это приведет к дополнительным затратам.

Начальник управления андеррайтинга компании «Зетта Страхование» Татьяна Кудрявцева:

- Компания «Зетта Страхование» всегда старается работать на опережение требований регулятора. Это касается и требований Центробанка РФ по продаже электронных полисов ОСАГО. Данная опция стала доступна клиентам нашей компании еще в 2015 году. На сегодняшний день мы осуществляем продажи электронных полисов новым клиентам и пролонгируем действие проданных ранее. Инвестиции ООО «Зетта Страхование» в ИТ-архитектуру являются одними из приоритетных, поэтому с точки зрения надежности и безопасности клиентам не о чем беспокоится.

Заместителя генерального директора, член правления АО СК "Альянс", член правления ООО СК "Альянс Жизнь", Евгений Дубенский:

- АО СК «Альянс» не планирует реализацию полисов ОСАГО в следующем году, тем не менее, мы внимательно следим за развитием ситуации и теми нормативными документами, которые появляются в последнее время. 

В проекте указаний, которые Банк России разработал к работе сайтов страховщиков и РСА с 1 января 2017 года, установлены очень жесткие нормативы и сами требования. Логика регулятора понятна, это обеспечить бесперебойность и непрерывность продаж электронных полисов ОСАГО в полном объеме.

Но на наш взгляд, наряду с контролем за выполнением этих требований и применением санкции нарушителям, необходимо создавать условия для страховых компаний, чтобы они не «убегали» от электронных продаж ОСАГО, а сами активно их продвигали, как например, страховые компании это делают при реализации в интернете полисов выезжающих за рубеж. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по борьбе с мошенничеством в автостраховании, и теми, кого мы называем «автоюристами». Если изменится ситуация в этой сфере, то необходимость таких жестких требований значительно уменьшится.