Как «генератор случайных чисел» РСА решит проблему доступности ОСАГО

Замуправляющего Нацбанком РТ Марат Шарифуллин объявил накануне о старте
программы «Единый агент ОСАГО в РТ», которая, по мысли ее разработчиков,
должна спасти ситуацию на рынке страхования автогражданки, кризис на
котором начался еще в 2014 году.

В особенно сложной ситуации оказались и
регионы, уже включенные в программу, в том числе, и Татарстан, где
число проданных полисов ОСАГО к 2015 году упало на 300 тыс. В Нацбанке
уверены, что это «Единый агент» поможет и в борьбе с монополистами
рынка, и с «навязыванием услуг», и с «отсутствием бланков».

Почти
одновременно прошла пресс-конференция и в Уфе (в Башкортостане тоже
стартует «Единый агент»), где директор местного «Росгосстраха» назвал
«Единого агента» «временным решением, чтобы заткнуть дырки в системе», и
«совсем не бизнесовым решением».

Вместе с Республикой Татарстан в систему вступят Башкирия и Архангельская область

Напомним, два дня назад, 29 августа, стало известно
о том, что президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) включил
три новых региона в соглашение по обеспечению доступности услуги по
обязательному автострахованию (ОСАГО) между членами РСА (систему
«Единого агента» РСА). Глава РСА Игорь Юргенс, в частности, заявил, что
из Центробанка РФ поступило письмо «с просьбой включить три новых
регионах в число тех, где действует «Единый агент» РСА: это Татарстан,
Башкортостан и Архангельская область». Президиум проголосовал за это
предложение.
Фактически продажи полисов через систему начались в
Татарстане с 30 августа. «Компании, которые имеют в этих регионах
филиалы, будут продавать не только свои полисы, но и заключать договоры
от имени других страховщиков ОСАГО. У каждого автовладельца есть номер
ПТС, он случайным образом закрепляется за какой-либо из страховых
компаний, чьи полисы реализует агент. Человек приходит в офис агента и
спокойно приобретает полис «своего» страховщика. Таким образом решается
проблема доступности «автогражданки» в так называемых «проблемных»
регионах», — рассказал Юргенс.

Марат
Шарифуллин объявил накануне о старте программы «Единый агент ОСАГО в
РТ», которая, по мысли ее разработчиков, должна спасти ситуацию на рынке
страхования автогражданки. Фото tatar-inform.ruСама система
«Единого агента» была запущена еще в начале августа и до 30 числа
действовала в пилотном режиме в Волгоградской, Мурманской, Ростовской,
Челябинской, Ивановской областях и в Краснодарском крае. За месяц
благодаря агентским продажам уже заключено 9 275 договоров ОСАГО.
Агентами выступили 19 страховщиков, продающих полисы 50 других страховых
компаний.

«Агент» РСА решит проблему компьютерной безграмотности автовладельцев

Систему
же придумали, «чтобы не доводить ситуацию до кризиса обязательной
автогражданки», начавшийся, по мнению наблюдателей, на рынке 2 года
назад, когда «страховщики сворачивали деятельность в регионах, закрывали
офисы, отгружали минимальное число бланков автогражданки». Кризис
связывали с тем, что в таких регионах — в число которых, увы, вошел и
Татарстан — ОСАГО было крайне убыточно для самих компаний
(справедливости ради, на этом настаивали именно страховые компании).
Позднее, после повышения тарифов на ОСАГО, страховщики вернулись на
рынок, тем более что появилась возможность приобретения электронных
полисов (которые, впрочем, продавали не все страховщики), продавать которые
обязуют всех с 1 января 2017 года. Страховщики, однако, даже вернувшись
на рынки, все равно остались недовольны: они ссылаются на деятельность
«автоюристов», скупающих претензии попавших в аварию автомобилистов «за
бесценок» и затем выставляющих страховой компании огромные суммы
претензий. В итоге часть страховщиков покидает рынки, вероятность того,
что автомобилист столкнется с ответом «бланков нет», растет. Чтобы
вероятность эту снизить, а то и вообще ликвидировать, в РСА и решили
создать агента РСА, который бы продавал полисы всех страховых компаний,
присутствующих на рынке, без создания для этого отдельной структуры:
«любой страховщик, присутствующий в регионе, может стать агентом РСА,
при этом конкретному потребителю он продаст полис той страховой
компании, которая выпадет ему случайным образом» (иными словами, агент
за автовладельца оформит электронный полис, так как «не все водители
настолько продвинуты в интернет-технологиях, чтобы сделать это
самостоятельно). Кроме того, если окажется так, что «представительства
компании, полис которой получил автомобилист, нет в этом регионе», то
агент, при наступлении страхового случая, «должен будет обслужить
клиента, как своего».В
2015 году в РТ в наличии было 1,8 млн полисов, но продано было 1,1
миллион (а не 900 тыс., как заявил Шарифуллин сегодня).

Число проданных полисов ОСАГО в 2015 году упало с 1,2 млн до 900 тыс.

Марат
Шарифуллин признался, что Татарстан действительно входит в число
кризисных регионов по части ОСАГО — автовладельцы зачастую жалуются и на
отсутствие бланков, и на «навязывание услуг». Сам банкир не стал
комментировать, правы ли страховщики, которые считают ОСАГО для себя
убыточным. По его мнению, ответ на вопрос можно получить лишь после
«актуальных расчетов» в 2017 году, когда будет ясно, по-прежнему ли
ОСАГО убыточно — даже после роста тарифов и размеров возмещения. Тем не
менее факт роста теневого рынка замуправляющего Нацбанком РТ частично
подтвердил, рассказав о том, что если в 2014 году было продано 1,2 млн
полисов ОСАГО, то в 2015 году — всего 900 тыс.: «Кто-то просто не купил
полисы, кто-то купил серые бланки…».По его словам, напряженная
ситуация сложилась на Востоке Татарстана, в частности, в Набережных
Челнах.

Регионы проблемны и из-за обилия мошеннических схем по ОСАГО
(напомним, прямо сейчас в челнинском суде идет процесс о том, как бывший
сотрудник компании братьев Хайруллиных поставил на поток поддельные
полисы автогражданки).

Ранее Шарифуллин уже включил
Челны в «красную зону» в соответствием с рейтингом ЦБ РФ как город, где
«крайне трудно получить полис ОСАГО», в «желтую зону» попал
Альметьевск. Выяснилось, что одни челнинские страховые компании все чаще
«отказывают в автостраховании, связывая это якобы с отсутствием
полисов», а в других компаниях при этом «навязывают дополнительные
услуги по страхованию жизни».

При этом в 2015 году в РТ в наличии было
1,8 млн полисов, но продано было 1,1 млн (а не 900 тыс., как заявил
Шарифуллин). Таким образом, считают в Нацбанке РТ, страховые компании
искусственно создают дефицит, что является нарушением законодательства.

При
этом Шарифуллин уверен, что новая система будет работать (всего в
программу, которая должна решить проблему, вошли 69 российских
страховщиков, включая 24 компании РТ), и автовладелец не столкнется,
придя в офис страховой компании, с тем же самым.

— Мы сейчас
страховщиков собрали как раз по этой самой причине: чтобы такого не было
— не было жалоб, что система не работает и т.д. Сами же страховщики
заинтересованы в этом, они же жалуются на то, что страхование убыточно и
прочее. Интерес в том, что программа будет работать, больше их, чем
потребителя — чтобы продукт ОСАГО нормально работал, — заявил
Шарифуллин.

Интересно,
что система не совершенна — автовладельцу могут «вручить» полис той
страховой компании, с которой он по каким-либо причинам не хотел бы
больше связываться.

Башкирские страховщики считают «Агента» «временным решением, чтобы заткнуть дырки в системе»

Любопытно,
что на прошедшей накануне в Уфе пресс-конференции прозвучали несколько
иные мнения. В Башкортостане старт программы презентовал один из
игроков-монополистов рынка — «Росгосстрах», директор башкирского филиала
которого Юрий Шпизель заявил, что как раз для страховых компаний в
«Едином агенте» плюсов нет и это «совсем не бизнесовое решение»: «В
плюсе от ситуации остаются только автовладельцы». По его словам,
теперь для граждан повышается доступность самих полисов за счет
осуществления продажи в местах, где нет офисов самих страховых компаний.
Башкирские эксперты также отмечают нерентабельность продаж полисов
ОСАГО в средних городах: убыточность в компании «Росгосстрах», например,
доходит до 85%. Интересно, что директор башкирского «Росгосстраха»
считает «Единого агента» лишь «временным решением, чтобы заткнуть дырки в
системе»: «Если финансовые показатели страхования вида ОСАГО выйдут в
положительную зону, тогда нам не понадобятся никакие «агенты». Я думаю,
что проект будет действовать до реформирования всей системы, в
частности, до того момента, когда будут уравновешены взносы и выплаты».

Клиенту могут «вручить» полис компании, с которой он больше не желал бы иметь ничего общего

Шарифуллин
же на состоявшейся пресс-конференции также рассказал о том, что вопрос
«навязывания опций отдельной страховой компании» будет
регламентироваться самим соглашением, который подписали страховщики. В
соглашении есть конкретный пункт, в соответствии с которым агент не
имеет права предлагать и навязывать какую-либо (очевидно, свою)
страховую компанию. Кроме того, в «согласовании соглашения» по «Единому
агенту» ОСАГО активное участие принимала и ФАС, что должно дать, по
мысли разработчиков программы, дополнительный «антимонопольный эффект».
Впрочем, такой эффект вряд ли будет существенным, если вообще его
кто-либо почувствует: дело в том, что число полисов, которые компания
вбросит в «Единого агента», все-таки будет рассчитываться исходя из доли
на рынке (как ее будут высчитывать, тоже, кстати, вопрос).

Интересно,
что система не совершенна — автовладельцу могут «вручить» полис той
страховой компании, с которой он по каким-либо причинам не хотел бы
больше связываться. Как оказалось, «генератор случайных чисел» системы
может предложить компанию из личного «черного списка» клиента. И в
момент, когда компьютер выдал компанию «методом случайного выбора»,
считается, что договор уже подготовлен. Чтобы отказаться от него, одного
нажатия на кнопку «вернуть все, как было» недостаточно: придется писать
заявление на отказ, снова приходить в офис и снова «крутить рулетку».

Источник: realnoevremya.ru/today/41515