В Государственной Думе предложили сделать систему ОСАГО более справедливой

Мероприятие было организовано Комитетом по финансовому рынку. В слушаниях приняли участие представители профильных комитетов ГД, Правительства РФ, Центрального банка, экспертного сообщества, страховщиков, общественных организаций, автомобилисты.

Как ранее отмечал Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «закон об ОСАГО – социально чувствительная тема, которая требует от депутатов постоянной вовлеченности». «Эта тема – в фокусе внимания Комитета из сессии в сессию».

В 2017 году вступили в силу изменения в Федеральный закон об ОСАГО, предусматривающие приоритет натурального возмещения по ОСАГО над денежной выплатой.

Анатолий Аксаков отметил, что закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принятый еще в 2002 году, «свою позитивную миссию выполнял и в значительной степени выполняет сейчас». 

«Тем не менее, поступает значительное число жалоб от автовладельцев, сами страховщики часто апеллируют и к регулятору, и к ГД с просьбой поменять законодательство», — сказал депутат.

«Нас, как депутатов Государственной Думы, прежде всего, волнует судьба граждан, автовладельцев, поскольку мы отстаиваем интересы избирателей», — подчеркнул он.

Анатолий Аксаков перечислил основные жалобы, с которыми обращаются граждане: проблемы с заключением договоров, «навязывание» дополнительных услуг.

Для улучшения ситуации на рынке был принят ряд решений, которые, по оценкам потребителей и экспертов, продемонстрировали свою эффективность. Так, застрахованное лицо может в течение двух недель отказаться от страховой услуги, которая, как он считает, была ему «навязана», сообщил глава Комитета. С 1 января 2017 года можно дистанционно заключать договора и получать полисы в электронном виде. «Примерно 7% владельцев полисов заключали договора в электронном виде», — сказал парламентарий.

«Но мы видим, что тарифы, которые применяются сегодня к 39 млн владельцам полисов ОСАГО, являются не совсем справедливыми, потому что подавляющая часть наших автовладельцев ездит добросовестно, не попадая в ДТП, но при этом платят примерно столько же, сколько платят те, кто постоянно нарушает ПДД или попадает в ДТП», — констатировал Анатолий Аксаков. «Поэтому вопрос о том, чтобы сделать более справедливой систему оплаты полисов – он стоит на повестке дня», — резюмировал он.

«Но даже если будет внедрена гибкая система тарифов для добросовестных и недобросовестных водителей, важно, чтобы ЦБ жестко контролировал это», — уверен Анатолий Аксаков.

Владимир Чистюхин, заместитель Председателя Банка России, считает, что для совершенствования системы ОСАГО нужно повысить доступность полисов и установить справедливые индивидуализированные тарифы. «Сегодня система тарифов построена негибко: имеет место большое субсидирование аккуратными водителями тех водителей, которые водят машину с нарушениями ПДД», — сказал он.

«Мы бы хотели, чтобы каждый платил сам за себя», — заявил представитель ЦБ РФ.

Для достижения этих целей нужно реформировать коэффициенты, в частности, бонус-малус и возраст-стаж. Кроме того, необходимо расширение тарифного коридора на 20% вниз и на 20% вверх, что позволит компаниям устанавливать индивидуализированный тариф для потребителей.