НАФИ: Приоритет ремонта в ОСАГО нейтрализует 90% мошенников

После принятия поправок к закону об ОСАГО, устанавливающих приоритет натурального возмещения, 90% мошенников-автоюристов покинут рынок ОСАГО практически сразу, считает управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев.

По его мнению, будет сведена к минимуму сама возможность использования схем нелегального обогащения за счет приоритета денежного возмещения над натуральным. 

До докризисного уровня отрасль сможет восстановиться через 3 - 4 месяца; общий коэффициент убыточности, который сегодня составляет свыше 100 %, снизится до 80 - 85%, прогнозирует П.Самиев.

Затягивание принятия поправок чревато активизацией «черных» автоюристов, которые начнут гораздо чаще применять нелегальные схемы обогащения (стремясь восполнить будущие потери), либо заранее разрабатывать новые способы получения незаконной прибыли. Сегодня около 10 - 15% от всего объема выплат по ОСАГО переходит в руки мошенников, что составляет порядка 40 млрд. в год; ввиду подготовки автоюристов к «семи тощим годам» этот показатель может возрасти.

В отрасли есть иные факторы, приносящие убытки: эффект девальвации, ухудшение общей экономической ситуации, двойное увеличение стоимости запасных частей, подставные страховые случаи, фальсификация документов и страховых событий. За два прошедших года на динамику убыточности эти факторы повлияли краткосрочно и незначительно, а выплаты по судам, которые получают «черные» автоюристы благодаря денежной форме возмещения убытков, росли практически в геометрической прогрессии. 

«Полностью ликвидировать систему подобного массового мошенничества, пока существует нынешняя схема выплат по страховым случаям, невозможно, - сказал П.Самиев. - Пока имеется способ получить денежные средства вместо ремонта, автоюристы будут изобретать новые схемы обогащения. При этом отрасль поддерживает деятельность «белых» автоюристов». Он пояснил, что так называемые «белые» автоюристы, действуя в рамках правового поля, действительно помогают потерпевшим получить компенсацию за определенную комиссию, помогают в решении споров, которые возникали из-за бюрократических или бумажных недочетов. Например, в ситуации, когда пострадавший заполнил какие-то документы неправильно, ошибся, «белые» автоюристы помогут. Подобная деятельность позволяет совершенствоваться страховому сообществу и работать с максимальной пользой для потребителя, считает П.Самиев.