Законопроект об установлении натурального возмещения по ОСАГО рекомендован ко второму чтению

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку под председательством Анатолия Аксакова провел 21 февраля очередное заседание, на котором после детального обсуждения поступивших поправок рекомендовал ко второму чтению разработанный депутатом Михаилом Емельяновым законопроект № 1108602–6 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ (об установлении при возмещении вреда приоритета восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой)».

Рассмотрение законопроекта во втором чтении Комитет предложил вынести на пленарное заседание Госдумы 10 марта.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Федеральный закон), устанавливающие приоритет ремонта поврежденного транспортного средства над возмещением причиненного такому имуществу вреда в денежной форме. Право выбора способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству в натуральной или денежной форме, законопроектом предлагается предоставить страховщику. Также эта статья дополняется новым пунктом, устанавливающим требования к станциям технического обслуживания, на которых может производиться ремонт транспортных средств.

Комитет считает, что установление в Федеральном законе приоритета натуральной формы возмещения над денежной нормализует ситуацию, сложившуюся в ряде регионов Российской Федерации, связанную с доступностью страховой услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

По словам председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, после многочисленных консультаций и заседаний рабочей группы, в которых принимали участие депутаты Госдумы, представители Правительства, экспертного управления Президента, Банка России, а также участники страхового рынка, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда будет осуществляться ремонт или выплачиваться денежная компенсация.

Депутаты одобрили поправки технического и лингвистического характера, приняли ряд содержательных поправок, внесенных депутатами, членами Совета Федерации и Правительством.

Самая содержательная, по словам А.Аксакова, поправка №15, касающаяся ремонта на станциях техобслуживания из реестра страховщика или на станциях, предложенных застрахованным лицом с согласия страховщика, вызвал дискуссию и ряд возражений страхового сообщества, которые озвучил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

В результате, Комитет поддержал законодательное закрепление использования для ремонта автомобиля исключительно новых деталей, против чего возражал представитель Союза страховщиков. Кроме того, одобрены поправки о гарантийном сроке ремонта 6 месяцев, а для кузовных и лакокрасочных работ 12 месяцев, о сроке осуществления самого ремонта – не более 30 дней и не далее 50 км от места происшествия или жительства автовладельца, определен перечень случаев для проведения ремонта.

Основаниями для осуществления денежных выплат будут: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено инвалидам 1 и 2 группы. Автовладелец вправе потребовать деньги, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам ОСАГО.

В целях реализации закона, будет создан реестр СТО, сотрудничающих со страховыми компаниями. В случае нарушения сроков ремонта устанавливается штраф 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки. Также предусмотрена ответственность страховых компаний и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение страхового договора, некачественный ремонт и иные нарушения.

Законодательно закрепляется порядок действий потерпевших в случае массового столкновения. Автовладельцы должны будут обращаться в страховые компании, с которыми у них подписан договор, что позволит значительно упростить решение процедурных вопросов, в том числе и об оплате страхового возмещения.

В ходе обсуждения поступивших поправок и комментируя вопросы страховщиков, депутаты — члены Комитета неоднократно подчеркивали, что принятие закона о натуральных выплатах по ОСАГО наведёт порядок на рынке. Исчезнут недобросовестные «автоюристы», получающие незаконный доход, в том числе с помощью автоподстав. Станет более качественным и сам ремонт, так как будут установлены понятные требования к станциям техобслуживания.