Минфин опубликовал проект поправок об ОСАГО

Минфин России опубликовал проект поправок в законодательство об ОСАГО, из революционных изменений в нем остались вопросы натурального возмещения ущерба и борьбы с мошенниками при осуществлении компенсационных выплат Российским союзом автостраховщиков (РСА). Текст документа размещен на федеральном портале проектов нормативных актов, публичное обсуждение документа завершится 14 октября.

Согласно пояснительной записке к документу, его принятие и реализация позволит улучшить качество предоставляемых услуг по обязательному страхованию, повысит культуру страхования посредством эффективного регулирования соответствующих правоотношений и повышения прозрачности деятельности по обязательному страхованию, что будет в целом способствовать повышению доверия к страховому рынку Российской Федерации.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Основные положения проекта закона должны будут вступить в силу по истечении 180 дней после официального опубликования подписанного президентом документа. Минфин ожидает, что документ может вступить в силу в июле 2017 года, говорится на портале проектов нормативных актов.

Натуральный ремонт

Во исполнение поручения президента РФ проект предусматривает более предпочтительные для потерпевших условия возмещения вреда в форме организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта, при которых страховое возмещение не будет учитывать износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, принадлежащему гражданину, будет осуществляться путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком и с которой у страховщика заключен договор.

Вместе с тем, в случае невозможности организации страховщиком восстановительного ремонта транспортного средства с соблюдением установленных Банком России требований к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (в части доступности станций технического обслуживания, примерных сроков ремонта, марок обслуживаемых транспортных средств, возможности сохранения гарантии предприятия-изготовителя и прочих требований) потерпевший вправе выбрать либо страховую выплату в денежной форме (наличным или безналичным способом расчета), либо согласиться на восстановительный ремонт на предложенной страховщиком станции технического обслуживания, письменно подтвердив свое согласие. 

Кроме того, проектом федерального закона четко определяются случаи, при которых страховое возмещение осуществляется исключительно в денежной форме (полная гибель транспортного средства, превышение стоимости восстановления транспортного средства над страховой суммой по договору страхования, причинение вреда имуществу, не являющемуся транспортным средством, урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования).

Также регламентируется порядок устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, выявленных потерпевшим при приемке транспортного средства на станции технического обслуживания, либо в течение установленного гарантийного срока, который в соответствии с проектом федерального закона не может составлять менее 2 месяцев.

Законопроектом вводятся требования к периодичности обновления справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ, в том числе с учетом сведений об оплате страховщиками восстановительного ремонта транспортных средств, осуществляемого станциями технического обслуживания.

Европротокол

Проект закона тьакже предусматривает повышение с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей максимального размера страховой выплаты, осуществляемой по дорожно-транспортным происшествиям, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции. Кроме того, для повышения простоты оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии и сокращения оснований для возникновения спорных ситуаций между участниками дорожно-транспортного происшествия и страховщиком Банк России наделяется полномочиями по установлению формы указанного документа.

Зеленая карта

Проектом уточняются положения об обязанности заключения договора обязательного страхования или договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования, уточняется ответственность за несоблюдение данной обязанности (наложение административного штрафа в соответствии с КоАП). При этом таможенные органы наделяются необходимыми полномочиями по осуществлению контроля за исполнением такой обязанности при пересечении транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации, а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с неисполнением владельцами транспортных средств указанной обязанности.

Госзакупки

Документ уточняет порядок заключения договоров обязательного страхования в рамках государственных и муниципальных контрактов на обязательное страхование, устанавливая, что расчет страховой премии по таким договорам осуществляется в соответствии со страховыми тарифами, действовавшими на дату размещения документации о закупке.

Регресс

Проектом федерального закона уточняется перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. При этом не допускается предъявление такого требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия, а также к его родственникам и наследникам.

Техосмотр

Для обеспечения контроля за исполнением обязанности по прохождению технического осмотра владельцами тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, в соответствии с проектом федерального закона они обязаны представить страховщику свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении указанных транспортных средств для заключения договора обязательного страхования.

Е-полис без посредников

Минфин разработал и поправки в связи со случаями мошеннических действий лиц, оказывающих страхователям содействие в заключении договоров обязательного страхования в виде электронного документа.

Так, вводится требование о том, что заполнение на сайте страховщика в сети «Интернет» заявления о заключении договора обязательного страхования и уплата страховой премии должна производится самим владельцем транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования.

АИС РСА

Для обеспечения полноты и достоверности информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, проект федерального закона предусматривает перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в указанную информационную систему. Кроме того, вводится обязанность профессионального объединения страховщиков бесплатно предоставлять такие сведения лицам, к которым они относятся, а также по требованию таких лиц проводить совместно со страховщиками проверку корректности и при необходимости корректировку сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо в случае корректности таких сведений направлять заявителю соответствующее обоснование.

Компвыплаты РСА

Законопроект устанавливает особый правовой режим осуществления компенсационных выплат РСА, направленный на сокращение случаев расходования средств компенсационных фондов на выплаты, напрямую не предусмотренные Федеральным законом об ОСАГО, но являющиеся обязательными для него, в частности в силу судебных решений. С этой целью проектом федерального закона:

- уточняется перечень лиц, которые вправе предъявить требование об осуществлении компенсационной выплаты;

- срок исковой давности по требованиям об осуществлении компенсационных выплат;

- претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся осуществления компенсационных выплат;

- предусматривается неприменение к отношениям по поводу осуществления профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ввиду отсутствия в указанных правоотношениях потребителя.

Кроме того, предусматриваются требования к направлениям использования средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от инвестирования предназначенных на осуществление компенсационных выплат средств.