Более трети россиян доверяют страховщикам

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) в сотрудничестве  с Аналитическим центром «Институт страхования»
Всероссийского союза страховщиков в ноябре 2014 года провело исследование «Отношение
россиян к страховой отрасли, отдельным видам страхования и страховым компаниям»



 



Около половины россиян являются пользователями
страховых услуг. 32% отметили наличие у себя или в семье хотя бы одного
страхового полиса, 13% — двух, 8% — трех и более полисов. Невовлеченными в
страхование остаются 47% респондентов.



Доля активных пользователей страхования выше в
группе 25—44-летних, оценивающих свое материальное положение как хорошее, а
также имеющих высшее образование.



Уровень страховой грамотности, измеряемый через
информированность об основных страховых услугах и компаниях, можно оценить как
средний.



 



На среднем уровне остается и доверие к
страховому рынку — 37% доверяют компаниям, работающим на рынке страхования (34%
не доверяют). Приобретение страхового полиса существенно повышает уровень
доверия. Среди активных пользователей страховых услуг доля доверяющих примерно
в три раза выше (61%), чем среди не имеющих ни одного страхового полиса (19%).



Индекс доверия страховым компаниям,
объединяющий показатели известности, опыта взаимодействия, представления о
качестве обслуживания и готовность рекомендовать, позволяет выделить в качестве
лидеров страхового рынка в восприятии опрошенных компании Росгосстрах,
Ингосстрах , РЕСО-Гарантия  и
АльфаСтрахование.



 



Более распространенным среди россиян является
представление о защищенности прав потребителя страховых услуг 47% (обратное
мнение у 39%). Среди владельцев хотя бы одного страхового полиса доля уверенных
в защищенности своих прав 55%.



Среди отзывов о качестве обслуживания в
страховых компаниях преобладают нейтральные (37%), доля позитивных мнений 23%,
негативных — 7%.



Если рассматривать отзывы только тех, кому
приходилось обращаться в страховые компании за выплатами, то доля позитивных
оценок выше — в сумме 36% (8% очень высокое, 28% — выше среднего).



Страхователи высоко оценивают качество
обслуживания в страховых компаниях-лидерах. Позитивные отзывы чаще остальных
получают именно они, т.. е. наблюдается эффект отбора — страховщик, с
которым сотрудничали, воспринимается респондентом как более качественный, выше
среднего по рынку.



Из пользователей КАСКО 50% отмечают, что за
последние 3—5 лет качество обслуживания в страховых компаниях улучшилось, 2%
видят ухудшение. По ДМС это соотношение 44 к 3, по страхованию недвижимости 44
к 7, по ОСАГО 35 к 11, по страхованию жизни 35 к 12.



Пользователи, отметившие, что с ними произошел
страховой случай во время действия текущего полиса, высоко оценили работу
страховых компаний — около 90% положительных отзывов, за исключением ОСАГО (66%
довольных, скорее или полностью не довольны 28%).



Пользователи всех основных страховых услуг (ОСАГО,
КАСКО, ДМС, страхование жизни и недвижимости) декларируют высокую готовность продолжить
полис у текущего поставщика, доля желающих в будущем отказаться от услуги либо
поменять страховщика не превышает в среднем 10% от числа потребителей.