ОСАГО: 2+2=5

Депутат Госдумы направил в Банк России запрос о тарифообразовании в ОСАГО.

Комментируя тему тарифной
политики в рамках обязательного автострахования в различных странах, президент
ВСС Игорь Юргенс отметил, что прямое сравнение выглядит абсолютно некорректным,
когда из разных слагаемых предпринимается попытка прийти к одной сумме.



Так, даже незначительный,
казалось бы элемент, такой как франшиза на уровне 2-3%, может кардинально
изменить картину убыточности. Например, на Украине, где широко применяется
такая франшиза, частота заявления убытков в разы меньше, чем в России. Стоит подчеркнуть,
что автопарки, и качество дорог, и масштабы, и другие факторы в разных странах
влияют на показатель убыточности. Кроме того, лимиты покрытия в каждой стране –
свои. Если уж ориентироваться на примеры удачного и сбалансированного
тарифообразования, то есть смысл обратиться к Европейскому опыту, где пройден
путь от жесткого тарифного регулирования к свободному ценообразованию. Согласно
статистике, в среднем по Европе тариф составляет 200 евро, а например, в
Великобритании он приближается к 800 евро.



Однако нам необходимо исходить
из своих, российских реалий, ориентироваться на уже имеющуюся статистику
убыточности и на те расчеты, которые готовят независимые эксперты. Так,
согласно исследованию Независимого актуарного информационно-аналитического
центра (НААЦ), общее увеличение тарифов должно составлять 56,7%, где 25,43%
– необходимое увеличение без учета новых базовых тарифов и лимитов по
имуществу; 25,44% – увеличение лимита по имуществу с 1 октября 2014 года,
12,19% – износ; 0,57%   – УТС; 24,23% – жизнь/здоровье.



Но складывать эти проценты некорректно, потому что цифра в 56,7%
рассчитана на основе этих показателей по формуле. Добавьте простую логику:
инфляция, девальвация и рост аварийности и вы выходите в некоторых регионах за
цифру 60%.

Мы представили  расчеты в Центральный банк. Он может принять их сведению,
сделать свои выводы и альтернативные расчеты. Окончательно решение остается за
ним.