ЦБ взвесил риски страховщиков

Центральный банк оценил риски страховых
компаний и представил их в Обзоре финансовой стабильности за
IV квартал 2014 года и
I квартал 2015 года.

 



Сегмент некредитных финансовых организаций
не несет в себе значимые риски финансовой стабильности из
за относительно небольших размеров (6%
совокупных активов финансовой системы). В то же время Банк России осуществляет
мониторинг рисков, негативно влияющих на качественное и бесперебойное выполнение
некредитными финансовыми организациями своих функций, отмечается в обзоре.



 



ПО БИЗНЕСУ УДАРИЛА ИНФЛЯЦИЯ И МОШЕННИКИ



 



Согласно опросу Банка России, проведенному
среди ведущих страховщиков (в опросе приняли участие 22 компании, чья суммарная
рыночная доля по итогам 2014 года составила 73%) в I квартале 2015 года (рис.
41), наиболее актуальной проблемой для страховых организаций представляется
обесценение национальной валюты. В частности, 13 из 22 ведущих страховщиков
имели по итогам 2014 года короткую открытую валютную позицию (ОВП) с учетом
оценки величины обязательств по автострахованию, привязанных к курсу иностранных
валют; у семи анализируемых компаний отношение короткой ОВП к капиталу
превышало 50%. Таким образом, финансовая устойчивость страховщиков, в первую
очередь работающих в сегменте ОСАГО и страхования автокаско, находится в
сильной зависимости от колебаний курсов валют.



Thumb 77 















Второй по значимости проблемой участники
опроса назвали активизацию мошенничества, что сказывается на росте страховых выплат и расходов
страховщиков на дополнительные проверки в процессе урегулирования убытков. На
третье место была отнесена проблема снижения спроса в розничных видах страхования.



 



 



РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ НА ПРИЕМЛЕМОМ УРОВНЕ



 



По итогам 2014 года российские
страховщики смогли показать приемлемую рентабельность собственных средств (16% против 12% в 2013 году). Однако
реальная рентабельность была несколько ниже, так как данный показатель
учитывает введенный Банком России мораторий на переоценку ценных бумаг, а также
проведенную через прочие доходы помощь со стороны собственников.



 



Неблагоприятная макроэкономическая обстановка
отразилась на спросе на страховые услуги. По итогам 2014 года темпы прироста
страховых премий снизились
на 3,3 процентного пункта, до 8,5%, в результате объем
страхового рынка составил 987,8 млрд рублей.



 



В I квартале 2015 года замедление
продолжилось – темп прироста премий составил 1%.



В 2014 году определенные трудности наблюдались на
рынке ОСАГО, что было связано с недостаточностью страховых тарифов и сложившейся
судебной практикой. В ответ на рост убыточности по ОСАГО многие страховщики приняли
решение об оптимизации региональных сетей, сокращении и продаже розничного портфеля
либо уходе с рынка.



Thumb 67


 






 









ОСАГО - НА
ПЕРЕЗАГРУЗКУ



 



На этом фоне началась масштабная реформа системы
ОСАГО
, в рамках которой
были увеличены лимиты ответственности по возмещению вреда имуществу со 120 до
400 тыс. руб. каждому потерпевшему, а также по возмещению вреда жизни или
здоровью каждого потерпевшего со 160 до 500 тыс. руб.; также был значительно
упрощен порядок возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья
потерпевшего. С учетом этого Банк России скорректировал тарифы и поправочные коэффициенты
в ОСАГО. Данные меры были призваны нормализовать ситуацию с убыточностью по
ОСАГО и повысить доступность страховых услуг.



 



Позитивный тренд наметился также в динамике
судебных расходов страховщиков: в IV квартале 2014 года произошло сокращение доли
выплат по решению суда в общем числе оплаченных убытков по ОСАГО.



 



 



В ПОИСКАХ
ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ ЕМКОСТИ



 



Внешнеполитическая обстановка оказывает
влияние на процесс организации перестраховочной защиты для рисков компаний, на которые
распространяются экономические санкции, объектов двойного или военного назначения
и объектов, расположенных в Республике Крым. В этой связи страховщиками при участии
Банка России проводятся меры по привлечению альтернативных емкостей, в том числе
ведется работа по налаживанию взаимодействия с перестраховщиками стран БРИКС.



 



 



АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Страховщики экономят
на рекламе, чистят портфели и сети и ждут помощи акционеров



Для улучшения результатов от страховой
деятельности большинство страховщиков, специализирующихся на страховании ином,
чем страхование жизни, повышают тарифы по автокаско, отказываются от работы по убыточным
видам страхования, а также продвигают применение франшизы.



 



Страховщики в условиях кризиса взяли
курс на оптимизацию расходов (рис. 42). По итогам 2014 года доля расходов на
ведение дела во взносах в целом по рынку сократилась до 29,1%, что на 8,2
процентного пункта ниже показателя 2013 года.



 



Наиболее популярной мерой снижения
расходов в 2015 году станет оптимизация затрат на рекламу и маркетинг, при этом
у отдельных компаний снижение этой статьи бюджета достигнет 85,0%.



Thumb 80
 














Активно отслеживается эффективность региональных
сетей: более 40% опрошенных страховщиков продолжают рассматривать возможность
закрытия части офисов продаж, прежде всего в регионах с высокой убыточностью
автострахования. Более чем у трети опрошенных страховщиков предполагаются
сокращения сотрудников. Оптимизация данных расходов, с одной стороны, позволяет
в краткосрочной перспективе поддержать рентабельность бизнеса, однако с другой
стороны, без внедрения эффективных электронных технологий может негативно
сказаться на доступности и качестве страховых услуг.



В рамках антикризисных мер в 2015 году треть ведущих
страховщиков планируют задействовать финансовую поддержку от акционеров.