Е.Уфимцев: Автоподставщики сменили вывеску

В редакции «Газеты.Ru» 13 октября состоялась онлайн-конференция
на тему «Реформа ОСАГО. Что нового?». Исполнительный директор Российского союза
автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал о ходе реформы ОСАГО, объяснил
как правильно пользоваться европротоколом, что будет с теми, кто покупает
фальшивый полис, о том как получить скидку за безаварийную езду и ответил на
ряд других вопросов.



 



—Евгений
Владимирович, первый вопрос. Фактически год прошел с момента старта
революционной реформы ОСАГО. Можно подвести какие-то первые итоги?



—Да. За семь
месяцев этого года было собрано 116 млрд руб. страховых премий по ОСАГО, что
почти на 49% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Но и выплат со
стороны страховщиков тоже стало больше — 66 млрд руб. При этом есть знаковый
момент, что мы сейчас выплачиваем еще, по сути, по старым договорам. То есть в
общем объеме текущих выплат доля договоров 2015 года не очень большая. Основные
выплаты как раз еще идут по старым договорам. Но даже сейчас мы видим, что
средняя выплата по ОСАГО существенно выросла. За семь месяцев она составила 44
тыс. руб. А уже в июле этот показатель достиг 51 тыс. руб. То есть налицо
серьезная динамика роста. Ситуация меняется, и в результате за чуть более
дорогой платеж по ОСАГО люди получили более качественную услугу: больше выплат,
больше лимиты. Я думаю, что реформа ОСАГО состоялась.



 



—Когда начиналась
эта реформа, был шквал критики со стороны автовладельцев, со стороны
правозащитников. Опасались, что вырастут тарифы, а качество услуг не изменится.
Сейчас вы замеряете этот градус недовольства?



—Да,
замеряем. И для нас, и для надзорных органов, таких как Центральный банк, очень
важный показатель — это жалобы населения. Мы отслеживаем этот показатель.
Действительно, если год назад было большое количество жалоб на доступность
услуги, неадекватность выплат, на навязывание дополнительных услуг и прочие
вещи, то сейчас это практически сошло на нет. Во всяком случае, по данным того
же Центрального банка, ФАС, да и у нас такая же статистика, сейчас ситуация
существенно улучшилась. Качество самой услуги стало выше. Остается единственная
сложная проблема — это коэффициент «бонус-малус», и мы над ней сейчас работаем.
Но в остальной части мы считаем, что существенно ситуация поменялась. Есть
электронный полис, который позволяет в случае каких-то сложностей с покупкой
полиса, с навязыванием услуг или еще с чем-то без проблем зайти на сайт
компании и все сделать онлайн.



 



—По
статистике РСА, за первое полугодие 2015-го, в сравнении с аналогичным периодом
прошлого года, автовладельцы купили на миллион полисов ОСАГО меньше. С чем это
связано: люди не ездят на своих авто или просто не страхуют их? А может быть,
это последствия кризиса?



—Здесь
существуют три фактора. Первое. Мы уже отмечали, и это было в прошлый кризис,
что всегда снижается количество автомобилистов, использующих личный
автотранспорт. Ведь полис необходимо приобретать только тогда, когда ты
эксплуатируешь транспортное средство. Есть люди, у которых, допустим, два
автомобиля в семье, и один они поставили на прикол. Или кто-то просто не может
позволить себе сейчас ездить. Но тенденция, обозначившаяся в нынешний кризис, —
это появление большого количества фальшивых полисов. Мы можем четко отметить
это как явление. И по нашим оценкам, сейчас в стране около 2–2,5% фальшивых
полисов ОСАГО. И поэтому мы начинаем проводить работу с поддельной страховкой.



 



—По данным
интернет-опросов, из-за роста тарифов на ОСАГО чуть ли не 80% респондентов
отмечают, что рассматривают возможность покупки поддельных полисов ОСАГО.
Фиксирует ли РСА рост числа продающихся поддельных полисов?



—Да, как я
уже сказал, мы это фиксируем. И нас немножко пугает и расстраивает то, что
человек знает, что полис поддельный, и сознательно покупает его. Я бы хотел
отметить три основных плюса настоящих страховок, которые они здесь теряют.



Во-первых,
это саму страховую защиту, помимо своей машины ему придется из своего кармана
полностью оплачивать ремонт и пострадавшей стороны. Во-вторых, люди теряют свою
страховую историю, коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Мы о нем сегодня будем
говорить еще более подробно. Но это тоже очень важная вещь: человек, пропуская
год вождения, обнуляет свою страховую историю, которую он зарабатывал много
лет. А это может быть потеря скидки 30–40 и даже 50%. В-третьих, это штраф
ГИБДД в 800 руб. Люди должны понимать, что защиты от него фальшивый полис не
дает. Проверять будут. Сотрудники полиции могут на месте в реальном времени
проверить подлинность как электронного, так и бумажного полиса ОСАГО. И по
нашей статистике мы видим, что количество таких запросов от сотрудников ГИБДД
постоянно увеличивается. Более того, сейчас обсуждается возможность выписывания
штрафа за отсутствие полиса ОСАГО в автоматическом режиме с помощью комплексов
фотовидеофиксации, как это сейчас происходит с превышением скорости.



 



—Насколько
законно проверять липовые полисы с помощью камер и когда это будет? Как это
будет выглядеть и работать?



—Технологически
на сегодняшний момент это возможно. Существуют два вида камер: камеры, которые
в потоке проверяют машины (например, на угон, на административные
правонарушения), и комплексы, которые фиксируют нарушения, связанные с
превышением скорости, проездом на красный свет, езду по выделенной полосе.
Отсутствие полиса — это такое же нарушение ПДД. Поэтому, как я уже сказал, эти
камеры при проверке транспортного средства могут без проблем обращаться к
информационной системе РСА и получать информацию, есть у проехавшего автомобиля
полис ОСАГО или нет.



На тот
случай, если вы только купили страховку и ее еще не успели внести в систему, я
бы хотел успокоить читателей и сообщить, что мы обсудили это с ГИБДД. Будет
специальный небольшой переходный период для выставления штрафа. Например, семь
или 14 дней. Чтобы у страховой компании была возможность внести полис в
систему.



 



—А есть
понимание, когда именно?



—До конца
года мы запустим пилотный проект в одном из регионов: либо в Москве, либо в
Казани. Здесь инициатива поступила именно от региональных подразделений ГИБДД.



 



—То есть это
будут те же камеры фиксировать, которые сейчас нарушения ПДД отслеживают?



—Да, помимо различных
правонарушений камерами будет проверяться также и наличие полиса ОСАГО. Я хочу
отметить, что мы, Россия, здесь ничего нового не изобретаем. Вообще, на Западе
работает еще более простой и жесткий вариант. Там просто база данных
страховщиков сравнивается с базой данных дорожной полиции. Если, по данным
страховщиков, у автовладельца на первое число каждого месяца нет полиса, то ему
приходит штраф в виде «письма счастья».



 



—Евгений
Владимирович, а насколько база страховщиков сейчас актуальна? Действительно ли
в ней есть информация о полисах всех автовладельцев? Или все-таки иногда она
дает сбои?



—Сейчас
информационная система страховщиков работает хорошо. Проблемы, которые были в
предыдущий период, мы постарались устранить. Есть небольшая технологическая, в
силу требований закона, задержка, когда сведения о только что купленном полисе
не сразу попадают в базу. Электронные же полисы сразу попадают в систему. Но
то, что все страховки попадают в систему, проходят проверку, это факт.
Исключение составляют фальшивые полисы и полисы от компаний-банкротов.



 



—Может быть,
вопрос не к вам, а к правоохранительным органам, но все же. Какие риски несет
автовладелец, если он покупает поддельный полис? Помимо тех, что вы
перечислили.



—Автовладелец
несет административную ответственность. Однако доказать, что он сознательно
купил фальшивый полис, может быть непросто. Потому что нужна соответствующая
доказательная база, и доведенных до суда дел здесь немного. Но сейчас готовятся
изменения в закон, чтобы привлекать к ответственности таких нарушителей более
эффективно.



Газета.Ru



—А в какой
закон?



—Поправки
будут в КоАП РФ. Изменения должны быть хорошо продуманными, потому что никто не
застрахован от покупки фальшивого полиса. Санкции должны быть четко прописаны.
Сейчас все это на стадии обсуждения.



 



—А размер
наказания уже примерно ясен?



—Нет.



 



—Давайте
перейдем к электронным полисам. Как я понимаю, все это стало работать с 1
октября у нас, вот только недавно?



—Нет,
электронный полис был запущен еще 1 июля. Правда, тогда он работал только в
режиме пролонгации действовавшего на тот момент договора. На тот момент люди не
очень активно этим пользовались. В день у нас продлевалось, таким образом,
100–150 договоров, иногда доходило до 200.



А 1 октября
началась важная веха, был запущен сервис, когда появилась возможность поменять
свою страховую компанию, оформив e-полис. И сразу же мы увидели такую динамику:
с первых чисел октября число оформляемых электронных полисов со 100–150 подскочило
до 300 в день. А за понедельник, 12 октября, у нас было оформлено 900 полисов.
Пока для нас это рекорд. И это еще не предел, потому что еще не все страховщики
подключились, так как это довольно сложно технологически. Я думаю, что
электронный полис сделал серьезный шаг вперед и его популярность будет только
расти.



 



—А подделать
его никак нельзя? Не опасаетесь здесь каких-то мошенничеств?



—Каждый
может подстраховаться. Во-первых, заключить договор ОСАГО только на сайте
страховщика. Из процесса были исключены все посредники, брокеры. Поэтому если
на каком-то сайте вам предлагают купить электронный полис, но это не сайт
страховой компании, то лучше не рисковать. Даже на сайте РСА купить его нельзя.
Во-вторых, подлинность полиса можно проверить на сайте РСА с помощью удобного
сервиса. А с 1 января 2016 года, как только полис вносится в электронную базу,
автомобилисту будет приходить соответствующее SMS-уведомление, что его полис
зарегистрирован. Главное — не забыть указать свой телефон.



 



—Ну а
гаишники будут проверять наличие электронного полиса по базе данных...



—Да, но
все-таки лучше возить с собой распечатку электронного полиса.



 



—Здравствуйте.
Если я оформлю электронный полис, где гарантия, что сотрудники ГИБДД мне
поверят? Спасибо.



—Поверят. Но
только надо помнить, что помимо самого полиса по электронной почте пришлют еще
и извещение о ДТП для оформления европротокола, и его надо распечатать и возить
с собой.



В течение первых двух месяцев запуска электронных полисов у нас еще возникали
какие-то единичные жалобы, что сотрудники ГИБДД не верят. Но за весь сентябрь у
нас вообще нет ни одной жалобы на это. Все полицейские уже знают, что такое
электронный полис, и хорошо проинструктированы на этот счет. Вопросов у них возникать
не будет.



 



—Буквально
перед интервью пришел вопрос от читателя, довольно эмоциональный. «Я сегодня
пытался три раза оформить полис, но каждый раз он выдает информацию по проверке
РСА: что ни водителя, ни страхователя не существует». Расскажите, с какими
сложностями сталкиваются люди при оформлении электронного полиса. И, может
быть, вы расскажете какую-нибудь простейшую схему, алгоритм, чтобы наш
читатель, да и любой автовладелец мог спокойно воспользоваться, не бояться
через компьютер, виртуально оформлять документы.



—На самом
деле вся процедура не такая сложная, как может показаться. Прежде всего нужно
очень внимательно относиться к заполнению персональных данных. Компьютер
«мыслит» не как человек: если не заполнены все поля, то договор не будет
оформлен. Второе. Важно избежать ошибок и опечаток.



Сейчас мы
отрабатываем новую технологию. В ближайшее время у нас будет доступ к базам
федеральных органов исполнительной власти, к базам данных ГИБДД и Федеральной
миграционной службы. Тогда информация при заключении договора будет дополняться
автоматически: если человек зарегистрирован в Российской Федерации, данные по
нему будут подтягиваться из этих баз, и информация будет достоверная, точная, и
уже не будет никаких ошибок.



 



—Если коротко,
можете сказать, в чем преимущество электронного полиса перед обычным?



—Во-первых,
это удобство. Человеку не нужно искать офис страховщика. Первый покупатель
электронного полиса оформил его, вообще находясь в отпуске. Мы его спросили,
зачем ему полис в отпуске. Он ответил, что на отдыхе вспомнил, что у него на
следующий день заканчивается страховка. Он просто зашел на сайт страховщика и
оформил там полис. E-полис — это удобство, сервис и доступность, это то, чего
хотели люди. Когда застраховаться можно дома, это так же удобно, как купить
авиабилет.



 



—Я предлагаю
переместиться к другой теме, тоже сегодня ее затрагивали, это европротокол. Как
я понимаю, сейчас вы исследуете ситуацию после реформы, которая тоже затронула
европротокол. Скажите, что-то изменилось с этим, люди стали чаще пользоваться?



—Вы знаете,
как? У нас была удивительная вещь. Год назад были подняты лимиты по
европротоколу, и вместо 25 тыс. сделали 50 тыс. руб. И мы надеялись, что это
сильно увеличит количество людей. Но большого прироста не получили, и среднее
количество людей по европротоколу увеличилось, но это было 2–3% всего, то есть
несущественное увеличение, с девяти до одиннадцати с небольшим процентов.



Но когда с 1
июля были внесены изменения, и необходимо стало убирать транспортное средство с
места ДТП, и введена была в том числе мера административного наказания, хотя
она, мы знаем, по данным того же ГИБДД, активно не применяется, то есть они не
выписывают штрафы повсеместно. То есть call-центр, который работает в ГИБДД, он
сообщает людям, разъясняет и прочее. Так вот, получилось так, что с 1 июля вот
эта мера, даже не то что мера, а информация о наличии возможности такой меры,
привела к тому, что мы увидели резкий рост людей, которые стали обращаться к
европротоколу.



Плюс мы
провели ряд мероприятий обучающих, в том числе включили в программу обучения
новых водителей и прочие случаи, для того чтобы люди понимали, что такое
европротокол. Вот пример. Москва, количество убытков по европротоколу было пять
с небольшим процентов, стало 21%. То есть рост в три с половиной раза, ну очень
существенный. Мы видим, у нас отдельные регионы, например, такие, как
Санкт-Петербург, там 35%. То есть количество людей, оформивших ДТП по
европротоколу, составляет на сегодняшний момент в некоторых регионах 25–30%. Мы
считаем, что это существенный рывок, с 10–11%, которые были, вот до таких
высоких цифр. Мы понимаем, что нужно еще и дальше двигаться в этом направлении,
страховщики активно развивают это.



Вот часто
считают, что страховщики отказывают по европротоколу. Да нет, количество
отказов по европротоколу и аналогичному простому урегулированию убытков
одинаковое. То есть если по обычному ОСАГО в среднем 10% случаев, когда идет
отказ у страховщика, по европротоколу то же самое. То есть из 10 заявленных
случаев только один случай, когда идет отказ. Ну, потому что там нет виновного,
неправильно определен, полис неправильно, они вписали не в той базе, там ошибки
допущены. Что по классическому урегулированию, что по европротоколу, количество
отказов одинаковое — около 10%.



 



—Я думаю,
людей, которые боятся оформлять европротокол, можно понять: нужно же самим
заполнять все бумаги...



—А я верю в
наших людей. Европротокол и называется именно так, потому что вся Европа
пользуется этим бланком: в Германии, Франции, Испании. Он точно такой же, точно
с такими же полями. Европротокол работает там уже больше 25 лет, но там он тоже
внедрялся постепенно. И сейчас люди прекрасно заполняют этот бланк и не
путаются. Ведь там же очень простые вопросы, нужно только проставлять галочки.



Но хотелось
бы обратить внимание на два момента. Первое — правильно указывайте реквизиты.
Многие забывают указать номер полиса виновника аварии, записать его данные.
Сомневаетесь — сделайте на смартфон фотографию полиса виновной стороны, чтобы
она у вас была, потом вы могли бы показать ее страховщику. И второе. Иногда
правильно указывают реквизиты, а о самом ДТП ничего не рассказывают. Ведь
все-таки страхуется не автомобиль, а страхуется ответственность. Если
страховщик на основании тех данных, которые указаны в Извещении, не сможет
определить степень вины, это приводит как раз к отказу. Нужно не просто
нарисовать две машинки, но и изобразить схематически, что находилось рядом,
какие здания, конструкции; как машина стояла относительно дороги, светофора,
перекрестка, разметки и так далее. Ведь вторая сторона может прийти в свою
страховую компанию и сказать, что все было наоборот и на самом деле пострадала
в аварии именно она. Если же схема изображена детально и под ней стоят подписи
обеих сторон, то разночтений потом не будет. Не надо большой лирики, но надо
просто указать: по такому-то адресу произошло такое-то столкновение, на
пересечении такой-то улицы или около такого-то дома.



Мы проводим
обучение, как пользоваться европротоколом. И обращаем внимание: если вы
оформили электронный полис, заранее посмотрите Извещение о ДТП, какие там
графы, задайте вопросы страховщику. Но еще раз подчеркну: там нет вообще ничего
сложного.



 



—Насколько
нам известно, в правительстве РФ тоже внимательно следят за европротоколом. И я
не исключаю, что там готовят какие-то новшества. Может быть, по вашим данным,
грядут какие-то перемены?



—С 2019 года
лимит по европротоколу в 400 тыс. руб., в силу требований закона, будет
действовать не только в четырех регионах, как сейчас (Москва, Московская
область, Санкт-Петербург, Ленинградская область. — «Газета.Ru»), а по всей
России.



Но тут есть
нюанс. Безлимитный европротокол — это чуть более сложная вещь, он требует,
чтобы информация была некорректируема с помощью каких-либо инструментов. Это
обеспечивается с помощью специальных устройств, установленных в авто, которые
фиксируют и позволяют подтвердить факт ДТП. Это несложное устройство, но пока
оно не получило масштабного распространения. Сейчас это спутниковые
навигационные системы, ГЛОНАСС или GPS. Со следующего года будет только
ГЛОНАСС. Он раньше не использовался в европротоколе. Мы надеемся, что цена этих
устройств будет доступной. А их наличие позволит человеку получать уже по
европротоколу не до 50 тыс. руб., а до 400 тыс. руб.



 



—Значит ли
это, что вырастет и стоимость на полис ОСАГО?



—Нет. Просто
человеку нужно будет на свою машину, если он хочет воспользоваться
европротоколом, поставить определенное устройство. Ну а на машины, те, которые
собираются в России, как вы знаете, эти устройства будут ставиться уже на
заводе в обязательном порядке. Поэтому, покупая новый автомобиль, человек уже
будет иметь такое устройство.



 



—Рассматривается
ли сейчас возможность изменения тарифов на полисы ОСАГО для автомобилистов?



—Нет. Мы
очень настороженно смотрели на изменения курса валют, и динамика нас, как и
всех, расстраивала. Потому что это все очень сказывается на ремонте, удорожании
запасных частей. Последние наши исследования показали, что нынешний тарифный
коридор позволяет страховщикам нормально работать. Но нужно развивать практику
определения и применения этого коридора. Чтобы была вариативность
предоставления скидок. И тогда уже не надо будет постоянно пересматривать
тарифы. Они будут, по сути, устанавливаться рынком самостоятельно, страховыми
компаниями.



 



—Скажите, а
вообще, каковы перспективы введения свободного тарифа?



—Мы
обсуждали с Центральным банком, что нам бы хотелось в течение двух лет
постепенно прийти к этому. Потому что мы понимаем, что сейчас в каких-то
отдельных сегментах или отдельных категориях машин можно было бы увеличить
тарифы, а где-то, наоборот, снизить. Сейчас коридор достаточно узкий.



 



—То есть
будет больше привязана стоимость полиса к самому автомобилю? Грубо говоря, чем
круче автомобиль, тем, соответственно, выше страховка? И чем скромнее
автомобиль, тем страховка доступнее?



—Не факт.
Все зависит от человека, а не от машины. Потому что иногда один владелец имеет
два дорогих автомобиля. Если он ездит очень мало, аккуратно и т.д., почему бы и
нет, у него будет очень дешевая страховка.



 



Текст
интервью доступен по ссылке: http://www.gazeta.ru/auto/interview/nm/s7798097.shtml