ОСАГО: как остаться в регионах?

Почему проблематичной становится покупка полисов ОСАГО в регионах?

Президент РСА и ВСС Игорь Юргенс:



Проблема продажи полисов ОСАГО в регионах действительно
существует. Такое положение дел связано с тем, что ежегодная инфляция и
удорожание автопарка, в том числе запчастей, в целом приводит к
катастрофическому росту выплат. В настоящее время более 30 регионов по-прежнему
остаются убыточными по ОСАГО. В ряде субъектов убыточность значительно
превышает 100%.



Как результат, страховщики стремятся сокращать продажи. Так, в
прошлом году несколько крупных компаний полностью свернули розницу, а ряд
игроков рынка отказываются от лицензии по ОСАГО.



Результаты проведенного РСА тарифного исследования показывают, что
действующий в настоящее время базовый тариф ОСАГО недостаточен почти на 28%. По
отдельным категориям транспортных средств базовые тарифы должны быть повышены в
2-3 раза. Для того чтобы выровнять
убыточность и преодолеть кризис всей системы, необходимо также принципиально
пересмотреть большую часть действующих коэффициентов ОСАГО. Кроме того,
с апреля предельные выплаты по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью
потерпевших, вырастут почти втрое – со 160 до 500 тыс. рублей. Это также
потребует соответствующего увеличения тарифов.



Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы
ОСАГО – сделать тарифы ОСАГО адекватными. В идеале – это реализация «дорожной
карты» перехода к свободному тарифу ОСАГО.



В
этом случае равновесие цены устанавливается рынком в результате пересечения
спроса и предложения, а его сейчас нет по ОСАГО. Отсюда соответствующие
последствия. Значит, возможен классический рыночный вариант: отпустите тариф,
сделайте его свободным. Компании, которые захотят захватить этот сегмент рынка,
сразу установят цену даже ниже существующего тарифа, но не выдержат, потому что
при таких ценах они реальных резервов не создадут. А серьезные компании будут
предлагать ОСАГО дороже, но уж точно будут и платить и завоевывать доверие
потребителей. Собственно, как сейчас происходит во всем мире. Вы приземляетесь
в каком-то аэропорту, хотите взять машину, приезжаете, допустим, в Hertz или в
Europcar. Вам не говорят: «ОСАГО? Каско?». Там ОСАГО - это базовое каско. Вы
выбираете себе по цене то, что Вам хочется, с франшизой, без франшизы, какие-то
риски снимаете, какие-то добавляете, и - поехали. Я прекрасно понимаю, что наш
рынок с его проникновением ещё не такой развитый, поэтому государство опасается
последствий всяких резких шагов, но мы это пройдем. И тогда Вы увидите, что
наступит с потребителями мир и лад.



Но хочу подчеркнуть, что текущее положение дел не означает, что
компании безнаказанно могут отказывать в продажах полисов. Внесенными в 2014
году поправками в законодательство предусмотрены санкции для страховщиков за
неправомерную непродажу полисов ОСАГО.



Действует порядок, по которому страховая компания обязана по
каждому отказу в продаже полиса прислать уведомление в Банк России, который
является регулятором на страховом рынке, и в Российский союз страховщиков. В
таком письме должно быть указано основание отказа. Если основание
неправомерное, на должностных лиц накладывается штраф в размере 50 тыс. рублей.



Страхователи вправе обратиться в РСА, который осуществляет прием
жалоб и обращений от страхователей и потерпевших на действия страховых
организаций – членов союза. Адрес электронной почты для приема скан-копий
жалоб и обращений:
request@autoins.ru, rsa@autoins.ru.
Бланк жалобы можно скачать на сайте РСА: http://www.autoins.ru



Также по всем возникающим вопросам можно обращаться по бесплатному
телефонному номеру «Горячей линии РСА» 8-800-200-22-75, (495) 641-27-85 (для
жителей Москвы).



Существует также служба Банка России по защите прав
потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.