ОСАГО: расширить и углубить

Расширение
имущественной ответственности страховщиков обязательного страхования автогражданской
ответственности (ОСАГО), отраженное в постановлении пленума Верховного суда
(ВС) РФ по вопросам ОСАГО, должно быть учтено при корректировке тарифов в
ОСАГО, считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского
союза автостраховщиков Игорь Юргенс.



В частности, следует
обратить внимание на положение документа ВС РФ, которое позволяет взыскивать со
страховщиков ОСАГО по суду возмещения за поврежденные в ДТП грузы, дорожные
знаки, ограждения и другие объекты транспортной инфраструктуры. "В законе
об ОСАГО в структуре выплат заложен только имущественный ущерб и ущерб жизни и
здоровью пострадавших в ДТП", - напомнил глава ВСС и РСА.



При обсуждении проекта постановления ВС
представители страхового сообщества особо настаивали на включении в него норм о
применении единой методики, обязательного претензионного порядка, а также
моментов, которые помогут пресечь активность автоюристов, нанесших существенный
ущерб рынку ОСАГО.



Самым дискутируемым
был вопрос об учете УТС и о том, можно ли считать УТС возмещением реального
ущерба, по сути, утрата товарной стоимости – это процесс естественной
эксплуатации ТС. Но поскольку УТС уже прописано в законе об ОСАГО, важно
утвердить методику расчета УТС, которая не приводила к необоснованному обогащению
владельцев транспортных средств.



Решение ВС РФ о
присуждении выплат по утрате товарной стоимости (УТС) при возмещении ущерба в
ОСАГО приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО.



"Мы не можем
ставить под сомнение решения Верховного суда, они направлены на усиление защиты
пострадавших.  Однако при этом важно соблюсти равновесие и устойчивость
самой экономической модели ОСАГО. Поэтому важно в ближайшее время
проанализировать влияние решений ВС РФ на бизнес и убыточность в ОСАГО, учесть
эти факторы при корректировке тарифов в этом обязательном виде страхования,
который пребывает не первый год в кризисном состоянии", - сказал И.Юргенс.



В Федеральном законе от 27 июля 2010 N 225-ФЗ "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" проблема
решена: УТС включено в состав упущенной выгоды и не возмещается.  Таким
образом, имеются разные подходы в рамках обязательных видов
страхования.       



Дискуссия об УТС была продолжительной. В Федеральном законе от 25
апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" вопрос возмещения УТС не
разрешен.



Правила обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации  № 263 от 07 мая 2003 года  устанавливали, что
при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению подлежит реальный ущерб.



В 2007 году Верховный Суд РФ признал исключение возмещения УТС
незаконным, и суды стали взыскивать УТС по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако
постановлением Правительства Российской Федерации № 131 от 29 февраля 2008 года
были внесены изменения в  Правила обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с которыми,
реальный ущерб как объем страхового покрытия был исключен. В настоящее время
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств устанавливают, что в случае полной гибели имущества
потерпевшего возмещению подлежит действительная стоимость имущества на день
наступления страхового случая, а в случае повреждения имущества - расходы,
необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до
момента наступления страхового случая".  Таким образом, Правительство
Российской Федерации исключило возмещение УТС из объема страховой выплаты.
Поскольку УТС не являлся тем видом вреда, который изначально относился к числу
покрываемых, он не был учтен в страховых тарифах, в свою очередь учет этого
риска в страховых тарифах может грозить дополнительной нагрузкой на
автовладельцев.