ОСАГО: на пороге новой "жизни"

ЦБ в пятницу принял решение повысить тариф ОСАГО с 12 апреля на 40% и расширить тарифный коридор до 20%.
Повышение тарифа осуществляется в связи с реализацией
законодательства об увеличении с 1 апреля 2015 года размера страховой
выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тысяч
рублей до 500 тысяч рублей, а также новым порядком возмещения
необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего. При
корректировке также было учтено удорожание запасных частей
и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля, отмечается в пресс-релизе Банка России.



Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза
автостраховщиков (РСА) поддерживает решение Банка России о повышении
тарифа ОСАГО на 40% и установление тарифного коридора на уровне 20%.

«Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф
обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее
проблемных регионах. Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых
страховщиками», - сказал И.Юргенс, подчеркнув при этом, что
потребителям важно понимать: устанавливаемая цена услуги ОСАГО учитывает
более чем трехкратное расширение лимитов покрытия по полисам – до 500
тыс. рублей при причинении вреда жизни и здоровью.
Вводится также
новая система расчёта выплат пострадавшим, которая позволит человеку
получить возмещение от страховщика сразу, а не только после окончания
лечения и предоставления чеков, с начала апреля выплата будет
осуществляться за сам факт причинения вреда жизни и здоровью.
Существенно расширится с 1 апреля и круг лиц, которые смогут получать
компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью – это будут не только
иждивенцы, но и все ближайшие родственники. Также упростится процесс
оформления документов – перечень будет минимальным.

Президент ВСС
и РСА добавил: «Нельзя не отметить, что позитивных изменений в ОСАГО за
последние полгода было больше, чем за все 12 лет его существования в
России. Появилась Единая методика, которая сведет на нет возможные споры
между страховщиками и страхователями, не позволит компаниям
искусственно снижать стоимость причиненного ущерба, а автоюристам
повышать убыточность рынка, ухудшая тем самым положение дел
автовладельцев, которые в конечном итоге страдают из-за невозможности
приобрести полисы на тех территориях, где своей активностью автоюристы
вывели страхование за грань допустимой убыточности. С новым тарифом
созданы, наконец, условия для нормального функционирования рынка
автострахования, для нормализации взаимоотношений между страховщиками и
автовладельцами».

И.Юргенс напомнил, что многие проблемы на
рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа. До октября 2014
года тариф не пересматривался ни разу, 23-30% было явно недостаточно.
Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же
«поползла верх». Страховщики продолжили уходить из регионов, так как
минимум в трети из них убыточность «автогражданки» превысила 100%.
Говоря о мерах, которые должен предпринять регулятор для стабилизации
ситуации, эксперты и актуарии разошлись во мнении. «Были озвучены разные
цифры, но ни разу не было независимого экспертного мнения о том, что
тариф надо повышать менее чем на 40 – 50%. Были оценки в 50, 70, 100,
200 и даже 300%. Недавно мы озвучивали расчеты НААЦ, подтверждающие
необходимость повышения на 56,7%, но сами эксперты НААЦ сообщили: цифра
сильно устарела, поскольку не учитывала произошедшее резкое обесценение
рубля», - сказал президент страховых союзов.

На некоторое время
такой тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО. «Однако выплаты по
«автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут
сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы,
макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы
полагаем, что через определенное время тариф может потребовать
корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка
тарифов. Однако этому должны предшествовать независимые актуарные
исследования, публичные дискуссии с автовладельцами, обществами защиты
прав потребителей, СМИ. В перспективе же нужно прийти к рыночному,
свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена
продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для
повышения цены», - считает он.

Глава ВСС и РСА предостерег всех
интересующихся положением на рынке ОСАГО от попыток подсчитать, как
теперь будет складывать его экономика. Очень часто, оценивая убыточность
ОСАГО, начинают сравнивать, сколько собрано и сколько выплачено
пострадавшим в ДТП. Такой подход методологически не верен. К примеру,
часть договоров за 2014 год была заключена по одним правилам, часть - по
другим, уже с увеличенным лимитом. При этом пострадавшие за выплатами
могут обращаться и в 2015 году, и 2016 году по убыткам прошлых лет, под
эти выплаты страховщики формируют внушительные резервы. «При расчете
необходимого уровня тарифа мы должны ориентироваться не только на
настоящие показатели выплат, но и на будущие. В целом такой показатель,
как «собрали-выплатили» не отражает реальное состояние страховых
компаний, он больше свидетельствует об объеме рынка. К тому же, помимо
резервирования, необходимо учитывать и необходимость для страховщиков
делать отчисления в фонд РСА, из которого производятся выплаты
пострадавшим, например, за обанкротившиеся страховые компании», -
резюмировал он.