ОСАГО: первые эмоции

Страховая конференция газеты «Ведомости» началась в этом году с «круглого» стола на тему «Перспективы страхового бизнеса в России. Поиск нового импульса развития и риски страхового сектора». Однако участники мероприятия не могли не высказаться по поводу, пожалуй, самого революционного решения за последнее время - озвученное Банком России существенное повышение тарифов ОСАГО.




Генеральный директор ООО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров:


Осенью, когда еще не изменили базовые тарифы, но уже поменяли закон, мы видели резкое ускорение процессов, связанных с уходом страховщиков из регионов.


Сейчас регулятор переместил вектор усилий в экономическую плоскость, и тариф для регионв опять, скорее всего, выходит на уровень рентабельности. Пока трудно говорить об эффекте от повышения тарифа, нужно все просчитать. Ожидаемо, что в некоторых ситуациях тарифа опять будет недоставать. Поэтому возможно манипулирование со стороны игроков продажами. У меня нет уверенности в том, что манипулирование будет происходить с помощью комиссий. Гораздо большая вероятность - кросс-продажи. Для любого продавца - это способ подойти к клиенту. И сложно определить, где тут грань между навязыванием и кросс-продажами.


Плохого мы в этом не видим. Главное, чтобы не было этого условия - продажа или непродажа ОСАГО.




Генеральный директор «МАКС» Надежда Мартьянова:




В некоторых регионах коэффициент убыточности выше 200%, его ничем не перекроешь. Поэтому Москва и Санкт-Петербург остаются в зоне повышенного внимания страховщиков.


Страховые компании, возможно, не всегда в корректной форме, иногда в форме прессинга предлагают дополнительные услуги вместе с ОСАГО. В моем понимании - это будущий драйвер. Люди перешли психологический барьер, стали покупать эти продукты.




Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков:




Очевидно, что последние годы ОСАГО было тем видом бизнеса, который играл роль драйвера в развитии розничного страхования. Население стало понимать страхование через ОСАГО, через обязательность. Если бы не произошло повышения тарифов и мы бы потеряли работающую систему ОСАГО, мы бы тогда могли потерять и развитие розничного страхования.


Правда, наши актуарные расчеты говорят о том, что повышение должно быть больше. Но при реализации ряда условий и при условии, что ЦБ готов динамично отслеживать ситуацию на рынке и соответствующие коррективы делать, то можно говорить, что на сегодня система ОСАГО спасена. А вместе с ней спасено, по крайней мере, розничное страхование.


Мы говорим о том, что диалог между бизнесом и мегарегулятором сложился. И понимаем, что двигаемся в сторону либерализации тарифа. Коридор в 20% - это существенный шаг в данном направлении.




Hуководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров прокомментировал korins.ru:




Совокупность планируемых изменений обеспечит рывок сегмента ОСАГО вперед с точки зрения качества, то есть в первую очередь эти изменения заметят потребители услуг. Факторов, которые обеспечат этот рывок достаточно много. Повышение размера тарифного коридора и возможность использовать весь его диапазон на каждой территории в отдельности создаст реальную конкуренцию между страховщиками, это отразится на качестве услуг – то, на что больше всего обращают внимание клиенты. Страховщики будут устанавливать базовую ставку в зависимости от показателей вида для каждого конкретного региона, ценовая конкуренция всегда влечет за собой качество предоставления услуги. 




В совокупности с изменением территориальных коэффициентов, которое основано на статистике текущей убыточности ОСАГО, это позволит установить для автомобилистов каждого региона свой справедливый тариф, что сделает ОСАГО практически рыночным видом страхования – рыночным настолько, насколько это сегодня позволяет сделать ситуация. В целом продолжится магистральное движение в сторону либерализации вида, то, за что наша компания в частности выступала очень давно. 




Я очень надеюсь, что автомобилисты заметят изменения очень быстро. 




Планируемое повышение базовой ставки, как и те изменения, которые указал выше, разумеется, являются крайне позитивным для нас. Мы хотим предоставлять клиенту то качество, которое нам  и ему кажется правильным. Это наша стратегия, и для нас очень позитивно, что и применительно к ОСАГО она также будет работать. В условиях, которые существовали, это сделать было невозможно – не позволяла «математика» вида. 




Мы не прекращали продажи ОСАГО ни в одном из регионов, где активно развиваем продажи, поэтому говорить о резком развороте применительно к нашей компании не придется. То есть клиенты как могли, так и дальше смогут беспрепятственно покупать полисы в наших офисах на всей территории страны. Мы, разумеется, пересмотрим и возвратим продажи в тех каналах, на которые были наложены ограничения в связи с высокой убыточностью ОСАГО, будем активно готовиться к началу продаж полисов в электронном виде. 




Регионов, в которых есть возможность установить базовую ставку по минимальному значению тарифного коридора, на сегодняшний день, увы, не так много. Это точно будет Москва и область, ряд городов в центральной части. В ближайшие две недели мы будем вести расчет. Я очень надеюсь, что наши решения будут позитивными для клиентов, их интересы являются нашим приоритетом, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы соответствовать этим ожиданиям. 




Первый заместитель Председателя Правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин:


– Мы частично довольны озвученными ЦБ цифрами и в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка, который, на наш взгляд, досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте, каковым является ОСАГО. Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно. Однако, с другой стороны, считаем, что принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО.