Эксперты: страховщикам выдан кредит доверия

24 марта в РИА Новости прошел экспертный круглый стол «Изменения
ОСАГО: оппоненты, сторонники, социологи», на котором обсуждалось анонсированное
ЦБ повышение стоимости автогражданки на 40 – 60%.



Накануне независимый 
исследовательский  холдинг Ромир
завершил масштабное исследование (1500 чел.),  в ходе которого была определена готовность
российских автовладельцев к анонсированному  повышению стоимости ОСАГО на 40 – 60 %.  По словам генерального директора холдинга
Ольги Гореловой,  65% респондентов
ответили, что относятся к повышению положительно: «В кризис растут все цены,
рост цен на «автогражданку» также неизбежен, повышение анонсировалось, сюрприза
нет». 28 % отнеслись к нему негативно.


Thumb img 2171










42 % опрошенных посчитали, что октябрьское повышение цен на
23 – 30 % «было не очень приятным, но вполне понятным и объяснимым».  31 % высказали надежду, что это «повышение
сделает рынок ОСАГО более стабильным», еще 28 %  -  что
оно позволило увеличить лимит выплат «по железу» в 3 раза, 17 % - что «тариф
нужно снижать».



По оценкам экспертов, даже после октябрьского увеличения
рынок ОСАГО - убыточен: сказались 12 лет неизменного тарифа, а также инфляция,
превысившая 120 %. Естественной реакцией рынка стал массовый уход страховых
компаний из регионов и их нежелание продавать полисы.



Как отметил начальник управления методологии страхования
Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов, анонсированное повышение обеспечит
рост лимитов пострадавшим в ДТП «по жизни и здоровью» не только де-юре (по
закону c 1 апреля лимиты возрастают со 150 до 500 тыс.руб.), но и де-факто. «Но
рост запчастей, инфляция, макроэкономические факторы нельзя остановить,
единожды подняв тарифы, - считает М.Порватов. - Если его снова заморозить, уже
через год в регионах невозможно будет купить полисы. Тариф надо пересматривать
регулярно».



«Как складывается премия по ОСАГО? Это базовый
тариф умножить на поправочный коэффициент. Этих коэффициентов много, самый
играющий из них – территориальный. В десятках регионов существуют трудности с
покупкой полисов ОСАГО, и, прежде всего, причина этого - территориальный коэффициент.
Убыточность в различных субъектах РФ совершенно разная. Практика показала, что
первоначальный тезис - чем меньше населенный пункт, тем меньше в нем должен
быть территориальный коэффициент - не совсем правильный. Страховщики накопили
достаточно статистики, чтобы предложить пересмотреть коэффициенты», - сказал
М.Порватов.


Thumb img 2172












По его словам, масса факторов влияет на убыточность. «Это
может зависеть даже от состояния дорог в регионе или городе. Кроме того, в
последние годы мы увидели всплеск деятельности автоюристов. Доля судебных
выплат в некоторых регионах приближалась к 100%. Сейчас ситуация начинает
выправляться – мы отмечаем спад уровня судебных выплат», - добавил
представитель РСА.



«Должна в полную силу заработать Единая методика,
Европротокол, должен быть введен институт страхового комиссара, -  прокомментировал вице-председатель Движения
автомобилистов России Леонид Ольшанский. - Повышение можно только
приветствовать. Но если улучшения не будет, конструктивный диалог между первыми
и вторыми может быть прекращен».



Эксперты настроены более оптимистично. По словам управляющего
партнера Akteon Asset Management Андрея Кинякина,
рентабельность рынка ОСАГО к концу года может возрасти на 5–10%. В долгосрочной
перспективе, с учетом стабилизации курса рубля, в регионах она может
увеличиться до 15 – 20 %. «Опять же, сверхприбылей в этом бизнесе не будет, и
это отразится на доступности услуги в регионах, - пояснил эксперт. – В течение ближайших
месяцев в наиболее проблемных регионах (Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Амурская, Мурманская,
Воронежская, Ульяновская, Курганская, Челябинская области, Чувашия Республика
Марий Эл) возможны спорадические проблемы с приобретением полисов. ЦБ именно
поэтому здесь максимально – до 25 % - увеличил региональные коэффициенты. Но сверхприбылей
и раньше не было, и большинство неэкспертных подсчетов «собрали-выплатили»
совершенно не учитывают то, что львиные доли страховщиков, как и принято в
мировой практике, резервируют под будущие выплаты».



«Нужно понимать, что автовладельцы «проголосовали» вовсе не
за повышение тарифа, а за повышение выплат, - добавил А.Кинякин. – Сегодня средняя выплата – в районе 30 тыс.руб. Я не исключаю, что в
дальнейшем размер страховых лимитов ( по «железу», прежде всего) будут повышены
на 50%».



По
словам управляющего директора рейтингового агентства Эксперт РА Павла Самиева,
давление инфляции из-за валютных курсов уже в 1 квартале 2015 года выводит уровень
убыточности в зону 100-110%, сказываются и вступившие изменения по лимитам и
порядку урегулирования. «Повышение тарифа и тарифный коридор на некоторое время
снимут вопрос ухода с рынка компаний на какое-то время, - считает П.Самиев. –
Полагаю, средняя выплата по ОСАГО вырастет за год на 30%, а величина выплат (в
абсолютном выражении) - примерно на 25-30%».



 



По его словам, анонсированное повышение
тарифов дает запас прочности рынку на год-полтора. «Осеннее повышение тарифа
дало некоторую передышку рынку. Компании, которые до этого хотели уйти из
регионов, остались. Апрельское повышение позволит снизить убыточность, которая
будет колебаться на уровне 90-100%. Это нормально, речь не идет о сверхприбыли,
это не слишком высокая и не слишком низкая убыточность», - сказал он.



По данным П.Самиева, разброс
коэффициента убыточности был колоссальным. В одних регионах он превышал 140%, в
других был ниже 50%. «Поэтому некоторые участники пытались уйти из сложных
регионов и активизироваться в менее убыточных, что тоже приводило к дисбалансу»,
- пояснил П.Самиев.



Эксперты обсудили перспективы введения свободного тарифа в
ОСАГО. Накануне на портале «За рулем»  завершился
опрос  (около 14 тыс.чел.), согласно
которому 31,46 % считает, что «такая практика на Западе обеспечивает большие
лимиты выплат». 30,12 % также «за», поскольку «в погоне за клиентами страховщики будут
предлагать наиболее выгодные условия». «Срединной» позиции придерживается 22,03
%, еще 9,93 % уверены, что «тариф должен диктоваться только сверху». Согласно же
исследованию Ромир, 42 % опрошенных именно в отсутствии свободного тарифа видят
причину стагнации рынка ОСАГО. Эксперты сошлись во мнении, что российский рынок
необходимо подготовить к свободному тарифу, «это дело 3 – 5 лет». Однако
результаты обоих опросов – «сигнал для регулятора, законодателей и рынка».



«Первые подвижки в этом направлении есть
есть. Увеличение тарифа на 40% и коридор в 20% - это уже попытка перехода к
свободному тарифу. Но все же это длительный процесс», - сказал А.Кинякин.



М.Порватов, отвечая на вопросы, добавил, что
не ожидает сговора компаний в случае либерализации тарифа ОСАГО. «Давайте
посмотрим на рынок каско. Никакого сговора мы не видим, ФАС не видит дел.
Думаю, здесь будет то же самое. Европейский опыт показывает нам, что
наблюдается как раз демпинг, и этого надо опасаться. Поэтому к свободному
тарифу пока рановато переходить, это перспектива 3-5 лет», - сказал он.



Отвечая на вопросы СМИ, эксперты также отметили, что рост
стоимости полисов ОСАГО не повлечет возникновение рынка поддельных полисов.  На формирование отрицательного спроса на такие
полисы (а также на езду без полисов вовсе) повлияет повышение доступности услуги
в регионах, рост выплат и прогнозируемая нормализация рынка ОСАГО, а также  введение летом 2015 года системы  электронных полисов.