Реформы ОСАГО в действии

ОСАГО становится более
клиентоориентированным и надежным.  Таким мнением поделился исполнительный
директор РСА Евгений Уфимцев в ходе круглого стола «Год реформы ОСАГО».
Напомним, летом 2014 года Госдума РФ приняла ряд существенных поправок к Закону
об обязательном автостраховании, касающихся, в том числе, роста лимитов выплат
и изменения процедуры урегулирования убытков.

Thumb 881












Согласно данным РСА, расширение
лимитов выплат по «автогражданке» октября 2014 и апреля 2015 г. обеспечило рост
выплат пострадавшим в ДТП почти на треть  (с 33 до 42 тыс.руб.).  По
словам генерального директора Ромир Ольги Гореловой, рост выплат отмечен и
автовладельцами. Так, согласно данным всероссийского опроса (1200 чел., июнь
2015 г.), 55 % опрошенных не попадали в ДТП за последний год, роста выплат не
заметили 20 % опрошенных, однако 26 % ответили, что выплаты действительно
увеличились.



При этом прогноз убытка отрасли за
2014 год составит 3,6 млрд.рублей.  «Неправильно считать прибыль этого
бизнеса, просто отняв «выплачено» от «собрано», - поясняет Евгений Уфимцев, -
Выплаты по убыткам могут происходить в течение нескольких лет после продажи
полиса, поэтому страховщики всегда держат резервы под будущие выплаты.
 Так, премии за прошлый год составили 147,3 млрд.рублей, выплаты и расходы
же превысят 150,9 млрд.руб.»



Тем не менее, по словам заместителя
по страховым рейтингам рейтингового агентства Эксперт РА Натальи Данзурун,
рынок все же становится более стабильным. «Реальная убыточность в 2015 году
составит 101 %, что обеспечит более высокое качество страховой услуги, -
считает г-жа Данзурун. - Но  в 2016 году с учетом возможной актуализации
стоимости запчастей реальная убыточность страховщиков вырастет до 102%, убытки
страховщиков от операций по ОСАГО увеличатся. В случае не повышения тарифов
значение показателя превысило бы 140%. То есть мы уже видим экономический
эффект этих мер». (Рост выплат – см. график 1).



В ходе круглого стола отмечалось, что
россияне все чаще оформляют ДТП по Европротоколу (109 тыс. урегулированных
убытков за 2014 год в сравнении с 65 тыс.2013 года). В 2013 году в почти
половине случаев россияне подавали неправильно оформленные документы, что
делало выплату компенсаций невозможной. В прошлом же году число ошибок не
превысило 25 %. О повышении страховой грамотности россиян свидетельствуют и
данные опроса Ромир. 25 % опрошенных заявили, что за последние полгода узнали о
системе что-то новое.  За последний год 9 % опрошенных воспользовались
этой процедурой,  и 61 % из них отметили, что оформление ДТП с ним заняло
гораздо меньше времени (Отношение к Европротоколу – графики 2 и 3).



Отмечается также снижение числа
выплат, осуществляемых по решению суда. Так, в 4-м квартале такие выплаты
составляли 22,2 % от общего числа, а по итогам первого квартала – 14,8 %. 

В Российском Союзе Автостраховщиков это связывают с введением прямого
возмещения убытков (ПВУ), согласно которому при ДТП страхователь  обязан
обратиться, прежде всего, в свою страховую компанию. Такой порядок продлен до 1
июля 2017 года. Вторая причина - начало работы Единой методики оценки ущерба.
 В мае были обновлены ценовые справочники (80 млн. наименований), а также
подготовлены  дополнения в части расчета УТС, что также должно повысить
точность экспертизы и снизить число судебных споров. По словам генерального
директора Ромир Ольги Гореловой, мнения автовладельцев Единой методике в целом
положительны (считают, что она решит проблемы споров между страховщиками и
страхователями 40 % опрошенных; что это «долгожданная мера» -  25 %; что
«она плоха для мошенников, но хороша для страхователей» - 21 %). (Отношение автовладельцев
к Единой методике – см. График 4). «В идеале число судебных решений по ОСАГО не
должно превышать 7 – 9%», - добавил Евгений Уфимцев.



Thumb 88






Система электронных полисов, которая
также поможет снизить проблему доступности страховок, находится «на низком
старте»: она будет запущена 1 июля 2015 года. На данный момент к ней
подключились 22 страховые компании, занимающие 82 % рынка. В ближайшее время
будет запущено информационное взаимодействие с гос.органами, урегулирование
убытков онлайн и направление страхователям  SMS-уведомлений о заключении
договора.



Согласно данным опроса Ромир, 71 %
опрошенных считает внедрение электронных полисов одним из самых важных
изменений в ОСАГО.   «Граждане ждут этой меры как решения проблемы
доступности полисов в регионах», - отметила Ольга Горелова.

Что касается дальнейшего решения проблем ОСАГО, то россияне считают, что решать
их должны центральные органы власти (29 %), общественность (24 %), страховщики
(21 %), и все перечисленные (45 %). Также 66 % опрошенных считают необходимым
введение льгот для социально незащищенных групп населения.



Автолюбители согласны с тем, что
ОСАГО улучшается (29 %), становится более ориентированным на водителя (23 %) и
видно, что власти занимаются ОСАГО (21 %). С подозрением ко всем нововведениям
относятся 25 % опрошенных. В целом ОСАГО продолжают считать «необходимым» и
 «воспринимаемым как данность» (с этим согласно по 54 % водителей).