ОСАГО с охлаждением

Российский союз автостраховщиков (РСА) внедрит комплекс мер по
предотвращению практики навязывания дополнительных услуг при продаже
полисов ОСАГО, сообщил президент Российского союза автостраховщиков
(РСА) и Всероссийского союза страховщиков
(ВСС) Игорь Юргенс.


К настоящему времени предложения по введению «периода охлаждения»
сформулированы и будут обсуждаться в комитетах и на правлении и
президиуме РСА. Страховое сообщество не против введения такой меры, но
среди дискуссионных моментов остается
вопрос о сроке действия периода охлаждения. Также некоторая сложность
применения документа состоит в том, что фактически им регулируется не
само ОСАГО, а добровольные виды страхования.


Страховое сообщество уже сделало серьезный шаг в сторону улучшения
взаимоотношений с клиентами – в июле текущего года Российский союз
автостраховщиков утвердил новые правила профессиональной деятельности
(ППД), где четко прописаны стандарты
работы как самих страховщиков, так и агентов (как физических, так и
юридических лиц). «Отдельным пунктом в правилах говорится о том, что
страховщики не имеют права ничего навязывать при продаже полисов ОСАГО, о
том, что они должны разъяснять страхователю его
права и обязанности. В частности, что страхователь имеет полное право
заключить договор ОСАГО без приобретения допуслуг. Мы считаем, что
проблема навязывания вскоре будет полностью искоренена», - пояснил
И.Юргенс.


«Уже сейчас мы отмечаем резкое снижение числа жалоб на навязывание
допуслуг при продаже ОСАГО – скорректированный тариф отрегулировал
ситуацию, новые правила профдеятельности закрепили результат», - сказал
он.


При этом важно видеть границу между навязыванием и кросс-продажами.
Продажа полиса ОСАГО – это «точка соприкосновения» с клиентом,
возможность для страховщика предложить и другие свои услуги. Это
стандартная практика для любого продавца
– предложить клиенту приобрести что-то еще, будь то заказ чая в кафе
или приобретение автомобиля.


Причины же такого «навязывания» лежат не только в маркетинговой, но и
в экономической плоскости. Раньше агенты получали свои условные 300-500
рублей с каждого полиса ОСАГО стоимостью в три-пять тысяч рублей. При
массовом потоке это могло
составить неплохой доход, и особой нужды рассказывать о других видах
страхования у них не было. После того, как убыточность ОСАГО подскочила,
агентам снижена комиссия с 10 до 3% (а в некоторых случаях и до нуля),
они быстро вспомнили, что есть и другие виды
страхования. Поэтому число кросс-продаж, когда при продаже одного вида
услуг предлагают и другие, резко выросло.


В кросс-продажах самих по себе нет ничего плохого. Опять же, это
широко распространенная практика. Однако бывают случаи, когда
приобретение полиса ОСАГО возможно только при покупке необязательных
страховок. С такими случаями РСА борется.
Среди дополнительных факторов, способствующих этому – возможность
купить электронный полис ОСАГО в любой точке России. Пока – с 1 июля –
доступна пролонгация полисов в своей компании, а уже с 1 октября можно
будет приобрести полис другого страховщика, никакого
навязывания тут не может быть по определению.


СПРАВОЧНО: период охлаждения – право возврата в полном объеме
страхователю оплаченной страховой премии в течение нескольких рабочих
дней после досрочного отказа страхователя от договора добровольного
страхования.


ИСТОЧНИК: РСА