Аналитика: На поводу у ОСАГО

В III квартале
2015 года страховой рынок продолжал страдать от затянувшегося финансового и
экономического кризиса в стране. По итогам 9 месяцев 2015 года реальный размер
зарплат в России сократился на 9,7%, оборот розничной торговли - на 8,5%,
инвестиции предприятий в основные фонды - на 5,8%. Продажи новых автомобилей в
июле-сентябре снизились на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года.

Все это не могло не отразиться на показателях страхового
рынка, состояние которого тесно связано с благополучием предприятий и
домохозяйств. «Известно, что предприятия чаще всего приобретают страховой полис
для защиты дорогого, "инвестиционного" имущества - новых
производственных мощностей, например. Население склонно страховать дорогое,
уязвимое имущество - новые дома, машины, квартиры, словом, все то, что
затруднительно восстановить без посторонней помощи. Между тем по всем этим
позициям (инвестиции, недвижимость, автотранспорт) мы видим сегодня падение
расходов, что не может не сказываться на сокращении объемов операций на
страховом рынке в реальном исчислении», - комментирует порталу Коринс.ру
руководитель департамента стратегического маркетинга Росгосстраха Алексей Зубец.



Ситуацию на рынке, по его словам, спас сегмент ОСАГО, где
за последнее время произошли две коррекции вверх в части стоимости страховых
полисов. В сумме они обеспечили рост страховой премии по ОСАГО на 59% по
сравнению с III кварталом
2014 года (во II квартале
нынешнего года премии по ОСАГО выросли на 50%). При отсутствии такой поддержки
номинальный рост рынка оказался бы отрицательным. В номинальном исчислении
страховой рынок в III квартале
показал рост страховой премии на уровне 7% (3% во II квартале и 1% - в I квартале). При сохранении сборов по
ОСАГО на уровне прошлого года рост общей рыночной премии составил бы -2,7% (-
1,7% и -4,7% соответственно в I и II кварталах нынешнего года).















Сокращение
инвестиционной активности бизнеса и ухудшение потребительских настроений среди
населения привели к тому, что отношение страховой премии к ВВП сократилось до
1,21% против 1,25% в III квартале
2014 года. Напротив, повышение тарифов по ОСАГО привело к тому, что доля
страховой премии в общих расходах населения на конечное потребление в III квартале выросла до 1,44% против 1,39%
годом ранее (из них 0,49%, или чуть менее трети общей суммы приходится на
ОСАГО).

Вторым
по размерам прироста премии в III квартале
2015 года стал рынок страхования жизни, а точнее - рынок страхования жизни за
счет средств населения. Его рост связан как с активностью банковских страховых
компаний, так и независимых страховщиков. «Дело в том, что население,
испуганное кризисом, за последний год заметно нарастило сберегательную
активность: в сентябре нынешнего года сумма вложений, накопленных россиянами в
банках, по данным ЦБ на 22% превышала прошлогодний уровень. Несмотря на падение
объемов, банки не прекратили и кредитования населения: по состоянию на сентябрь
остаток по займам, выданным населению кредитными организациями, находится на
уровне лета 2014 года», - пояснил А.Зубец.












Таким
образом, отмечает аналитик, финансовая активность населения позволяет
страховщикам жизни предлагать им продукты, замещающие традиционные банковские
вклады, а также традиционно сопутствующие выдаче потребительских кредитов.



Еще одним последствием экономического кризиса стало
заметное сокращение числа страховщиков, оперирующих на российском страховом
рынке: по итогам 9 месяцев 2015 года оно сократилось на 16% до 346 единиц. В
условиях жесткого кризиса малым страховщикам сложнее управлять собственными
издержками и балансировать страховой портфель, что затрудняет выживание при
низкой рентабельности операций. С другой стороны, очень часто небольшие
страховые компании были заняты обслуживанием финансовых потоков конкретных
предприятий - фактически были их кэптивными страховщиками. В условиях
сокращения расходов предприятий на страхование (в III квартале они снизились на 4% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а также при всеобщем
ужесточении контроля за эффективным расходованием финансовых ресурсов, сохранение
собственных кэптивных страховщиков становится для бизнеса непривлекательным.
Сокращению числа страховщиков, действующих на российском рынке будет
способствовать и планируемое ЦБ увеличение минимального размера их уставного
капитала, полагает А.Зубец.












В то же время, как прокомментировали порталу Коринс.ру в
Банке России, планы по увеличению минимального размера уставного капитала носят
отложенный характер. «Это произойдет в горизонте нескольких лет», - уточнил
представитель ЦБ.