ЦБ причислил автоюристов к мошенниками

Зампред Банка России Владимир Чистюхин в интервью Российской газете рассказал о планах борьбы с финансовыми мошенниками, к числу которых он добавил автоюристов. Одним из способов решения проблемы он считает переход на натуральную форму компенсации в ОСАГО, в которой посредникам не останется места.

Владимир Чистюхин:
Финансовое мошенничество всегда было и, к сожалению, наверное, всегда будет. Но дело в масштабах этого явления. Когда ситуация в экономике не очень хорошая, падают доходы населения, действительно оживляются разного рода мошенники и пытаются извлечь для себя выгоду.Как правило, играют либо на стремлении человека сэкономить в трудное время, либо, наоборот, на желании получить быстрый доход. Но бесплатных пирожных, как известно, не бывает.
Сейчас мы наблюдаем крупные формы мошенничества в двух секторах. Во-первых, в страховании. Появился целый класс автоюристов, которые, по сути, должны защищать права автомобилистов, но на практике занимаются выбиванием как можно большего количества денег из страховых компаний для наполнения собственного кармана. Схема простая: у потерпевшего в аварии выкупают его права за не самую большую сумму - платят наличными, на месте, без всяких разбирательств. Дальше посредством разных юридических процедур накручивают сумму выплаты, включая в нее, к примеру, затраты оценщика, штрафы, которые могут быть наложены на страховую компанию, если она в срок не успела выполнить какие-то свои обязательства... В итоге получается очень неплохой доход.

Если говорить об автоюристах, с моей точки зрения, правильно было бы переходить с получения денег по ОСАГО на непосредственный ремонт автомобиля страховой компанией. Сегодня у потребителя есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину.

Но ведь смысл услуги страхования в том, чтобы после аварии вернуть автомобилю то же состояние, как до ДТП. Поэтому по общему правилу можно было бы предоставить страховым компаниям возможность организовывать ремонт, и только если они не в состоянии его обеспечить, делать выплаты по расценкам, утвержденным единой методикой.

Сейчас, кстати, идут споры о том, адекватна ли единая методика по возмещению ущерба или нет. Так вот, если перейти на ремонт, то эта тема уйдет сама собой.

Другая проблема в той же сфере страхования связана с полисами ОСАГО. После увеличения тарифов некоторым гражданам покупать полис стало более накладно, чем раньше. Как результат - на рынке появились подделки. Бывают случаи, когда автолюбители приобретают такие полисы, не зная, что это фальшивка. Им объясняют, что полис стоит чуть дешевле, потому что у страховой компании есть тарифный коридор, в рамках которого цена может варьироваться, сезонные скидки, что-то еще... Но очень часто граждане сознательно покупают подделку.

Если же говорить о фальшивых полисах, то, во-первых, речь должна идти о более плотном взаимодействии как страхового сообщества, так и регулятора с правоохранительными органами, которые обязаны помогать выявлять и пресекать подобную практику. Второй момент, я очень надеюсь, что МВД совместно с Российским союзом автостраховщиков запустят автоматизированную систему, которая позволит через установленные на дорогах веб-камеры по номеру автомобиля проверять, зарегистрирован ли на него полис в базе данных РСА.

Мне кажется, это очень эффективное решение, требуется только определенная докрутка программного обеспечения. Если это будет сделано, не то чтобы проблема "сойдет на нет", но там, где на дорогах есть камеры, использовать фальшивки станет практически невозможно, так как это будет сразу приводить к автоматическому штрафу.



Источник: Российская газета