ОСАГО: Автоюристы отступают








Исполнительный директор Российского союза
автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев провел пресс-конференцию «Изменения в
ОСАГО: к чему готовиться автовладельцам» в четверг в медиацентре «Российской
газеты».









По предварительным данным, озвученным Е.Уфимцевым, доля
выплат в ОСАГО в I квартале 2016 года
снизилась на 1 п.п. по сравнению с IV кварталом 2015 года и
составила 13%.



За весь 2014 год доля выплат в ОСАГО составила 25%, а
в IV квартале 2014 года увеличилась до 27%, сообщил Е.Уфимцев.



«Таким образом, мы наблюдаем положительную тенденцию
снижения выплат в ОСАГО по
судебным решениям, - отметил Е.Уфимцев. - Однако это не означает, что
деятельность "автоюристов" в сегменте автострахования стала менее
активной».



Так, если раньше в составе выплат по судебным спорам в ОСАГО 85%
перечисленных страховщиком денег предназначалось непосредственно на выплату
водителю и 15% на вспомогательные расходы, то теперь эта пропорция серьезно
изменилась. До 43% в выплате, осуществляемой автостраховщиком по судебному
решению, предназначено на оплату нестраховых расходов, в первую очередь услуг
представителя интересов пострадавшего в суде, привлеченных экспертов и других,
пояснил Е.Уфимцев.













Например, анализ нестраховых расходов показывает, что
экспертиза, сделанная по запросу страховщика, оценивается им в 1 тыс. рублей.
Есть случаи, когда аналогичная экспертиза, проведенная по назначению суда,
оценивается в 15 тыс. рублей, и эти расходы надлежит возмещать страховщику.



В сфере ответственности экспертов-техников необходимо
навести порядок, считает Е.Уфимцев. В том случае, когда злоупотребления при
составлении оценки будут доказаны, эксперт по закону должен утрачивать право на
осуществление процессуальной деятельности.



Также Е.Уфимцев заявил, что Банк России совместно с РСА
разработал блок поправок в законодательство об ОСАГО, направленных на борьбу с мошенничеством. РСА рассчитывает,
что эти поправки будут внесены в Госдуму и рассмотрены депутатами уже в
весеннюю сессию.













«Поправки содержат комплекс мер, которые должны
привести к снижению злоупотреблений в автостраховании, что повысит качество
услуг для потребителей, уровень их удовлетворенности», - прокомментировал
Е.Уфимцев.



По его словам, часть поправок будет касаться
корректировки претензионного порядка работы страховых компаний. «Мы предлагаем
увеличить срок почтового пробега в случае, если документы на выплату подаются
по этому каналу. 

Использование почтовых сообщений мошенниками превратилось в
стандартный способ, делающий невозможной прямую и быструю выплату возмещения
пострадавшему», - рассказал Е.Уфимцев.



В рамках готовящихся поправок будут уточнены требования
по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, т.к. в этой
сфере также существует ряд злоупотреблений. РСА считает необходимым
усовершенствовать работу экспертов-техников, чьи заключения ложатся в основу
расчетов стоимости ремонта по полису ОСАГО для автомобиля, попавшего в ДТП.













Рабочая группа по подготовке изменений в
законодательство готовит поправку о приоритете выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой и
считает ее крайне важной. «Если пострадавший сможет получить отремонтированный
автомобиль после ДТП, огромная часть проблем, вызванных стремлением посредников
заработать на убытке пострадавшего, отпадет сама собой», - считает Е.Уфимцев.



Также раннее стало известно, что РСА направил в ЦБ предложения
по реформированию системы расчета коэффициента "бонус-малус" в ОСАГО,
обеспечивающей скидки дисциплинированным водителям, и, напротив, надбавки для
аварийных автомобилистов.



Как сообщил Е.Уфимцев на пресс-конференции, в Расчет
премий по договору ОСАГО после
перехода на новую систему расчета КБМ в среднем для юридических лиц снизится.



От пояснил, что новый порядок расчета КБМ для
юридических лиц приведет к тому, что аварийные автопарки будут платить больше
за заключение договора ОСАГО -
им, как прежде, не удастся избегать повышающих коэффициентов. К таких, по его
мнению, относятся таксопарки, парки грузовых и пассажирских автомобильных
перевозчиков. В действующей системе начисления КБМ их повышающие коэффициенты становились
равными единице при покупке и замене новых транспортных средств.











«В таких автопарках замена транспорта происходит
достаточно часто. При этом история аварийности конкретных водителей не может
учитываться», - рассказал Е.Уфимцев.



По расчетам РСА, применение новой системы в сегменте
физических лиц приведет к экономии в целом до 20% при заключении договоров ОСАГО.



Для аварийных водителей новая система также обеспечит
справедливые повышающие значения коэффициента, считает Е.Уфимцев.













«В европейских странах, в частности, в Германии,
разница в премии по договору ОСАГО может
отличаться в 30 раз для аварийных водителей. Российским законодательством такая
разница установлена не более трех раз», - сказал исполнительный директор РСА.